Кинотеатры попросили три недели не мудрить с инофильмами. Никакая это не борьба с "теневым прокатом", считает бывший главный по Ленфильму.

Ассоциация владельцев кинотеатров призвала сети отказаться от теневого проката в формате предсеансного обслуживания в период с 18 апреля по 12 мая для поддержки российского кино. А специализированная и деловая пресса пишет об ультиматуме прокатчиков. Они пригрозили не продлевать электронные ключи (архив файлов с индивидуальным для каждого кинозала кодом - прим. 47news) на легальные фильмы, если кинотеатры не откажутся от спорного контента в этот период. Из афиш кинотеатров Москвы, Петербурга и городов-миллионников в пару дней действительно почти полностью исчезли голливудские фильмы.

47news поговорил с кинопродюсером, бывшим гендиректором Ленфильма Эдуардом Пичугиным. Он не верит в полномасштабное наступление на тех, кто практикует параллельный киноимпорт. По версии специалиста, таким образом  было решено поддержать новый продукт отечественной индустрии - фильм "Сто лет тому вперёд" Александра Андрющенко. Он как раз вышел в прокат 8 апреля. При этом Пичугин считает, что продукт и так получился крепкий.

- Мне кажется, что это стечение обстоятельств. Таким образом просто акцентировали внимание на выходе отечественной картины. Ничего катастрофического в этом нет. Другое дело, что административные рекомендации могут раздражать. К тому же картина "Сто лет тому вперёд" - достойная. Она в ряду фильмов-событий, как, например, прошлогодний "Чебурашка". Одно дело, когда продвигают фильм не очень зрительский, потенциально не сверхуспешный, но с этой-то картиной всё в порядке. Ясно, что она сильная, с ней нет противоречий, больших недостатков. Может быть, по времени тяжеловата. Будь картина чуть покороче, может, и в расписание кинотеатров ещё на один сеанс времени набралось. Но это не критично. Прокатчики и кинотеатры и так бы сделали ставку на этот фильм. К тому же те иностранные фильмы, которые бы шли параллельно с отечественными, - с ними наш зритель уже мог ознакомиться, они давно в прокате.

- Вот наступит 12 мая, все посмотрят "Сто лет тому вперёд", фильм соберёт свою кассу, а где гарантия того, 13-го числа попросят продлить табу на теневой прокат? Появится другой фильм, которому тоже потребуется режим наибольшего благоприятствования?

- Естественная конкуренция, настоящая борьба иностранного кино с нашим возможна только при наличии хоть какой-то отечественной альтернативы. А российских фильмов недостаточно. Количество национальных релизов, ожидаемых зрителями, очень мало. В году - 52 недели, а мы на пальцах одной руки можем сосчитать отечественные зрительские проекты. Но чтобы в следующем году кинотеатр смог показать условную "Чебурашку-2", ему надо смочь не закрыться, надо дожить до премьеры, надо продолжать работу в ожидании следующего отечественного релиза. Объективно, исключительно на отечественном материале кинотеатру не протянуть.

- А может, это всё-таки мы так боремся с иностранщиной или те же самые зарубежные студии пытаются давить на наш прокат?

- Это вопрос вне политики. У нашего зрителя есть такая потребность - знакомиться с той кинопродукцией, что и иностранный зритель. И практика кинофестивалей существовала во все времена, в том числе и в советские. Даже если убрать за скобки, какую-то бизнес-составляющую, фильм - произведение искусства. Успешный фильм можно назвать таким произведением. С ним надо знакомиться, для того чтобы понимать, что вообще происходит, куда кино движется. Да даже чтобы что-то запретить и квотировать, всё равно надо сначала посмотреть, что запрещать. На советский кинорынок тоже не вся иностранная продукция попадала, но зато как работало своё кинопроизводство. Государство делало контент в самых различных жанрах. Все 52 недели в году были обеспечены сильными отечественными фильмами. Нам к тем показателям ещё стремиться.

- Вот это предсеансное обслуживание, о котором вспомнили в связи с призывом ассоциации, это ведь только один из вариантов теневого проката. Кинотеатры используют и другие схемы показа голливудских историй...

- Тематические киновстречи с блогерами, стендапы, экранизированные театральные постановки. Это понятные вещи. Но опять же, такая встреча и постановка - это, как правило, вечерний сеанс и один раз  неделю. А кинотеатру, чтобы жить, надо делать 5-6 сеансов в день, а если кинозалов несколько, то и количество сеансов увеличивается. Нет устойчивости, стабильности. Её могут обеспечить только регулярные показы. Зато платить людям зарплату, оплачивать электричество - надо стабильно.

От альтернативных показов кинотеатры таким же естественным образом откажутся, если зрителю предложить больше российских проектов. Потому что и на иностранных картинах кинотеатры стали зарабатывать гораздо меньше. Возьмём иностранную киноальтернативу, то, что называется "параллельным импортом". У нас ведь полностью отсутствует реклама этих фильмов.  А в рознице реклама - это всегда двигатель торговли. И в прошлые времена многие иностранные картины, в том числе голливудские блокбастеры, которые шли на Западе с огромным успехом, попадая в нашу страну проваливались без рекламной поддержки.

Практика предсеансного обслуживания подразумевает формат, когда голливудские картины в российских кинотеатрах демонстрируются в паре с отечественными короткометражками. Сеанс начинается с запуска иностранного фильма. После зарубежных титров на экранах показывают "основную" картину, которая, как правило, крутится уже в пустом зале, так как до её начала досиживает редкий зритель. Тем не менее в Единой федеральной автоматизированной информационной системе сведений о показах фильмов в кинозалах (ЕАИС) сеанс засчитывается, как отечественный.

- Но если параллельного импорта в кино не будет, то наши киносети исчезнут, правильно?

- Пока что всеми этими схемами и вариантами наши кинотеатры обеспечивают себе лишь выживание. Когда наши продюсеры, прокатчики предоставят кинотеатрам больше таких фильмов, как "Сто лет тому вперёд", "Вызов", "Чебурашка", когда эти картины поддержат рекламой, кинотеатрам не придётся напрягаться и придумывать альтернативные способы выживания, искать параллельный контент.

- Ключевое слово "выживание". Дойдёт ли снова до вещевых рынков в кинотеатрах и спорткомплексах?

- Совсем не хочется фантазировать на эту тему. Но я просто не думаю, что подобные кейсы в мире повторяются. Как в реку, в одну и ту же - два раза не войдёшь. Тот период с вещевыми рынками был обусловлен теми факторами, которые были именно в то время. Сейчас совершенно другой период жизни. Слабые кинотеатры, конечно, закроются. Дальше возможны варианты.

Беседовал Александр Калинин,
47news

Контекст

В апреле 2022 года об уходе из России объявили зарубежные киностудии, среди них Warner Bros., Universal Pictures, Disney, Sony и Paramount. Они перестали сотрудничать с российским прокатом. Тем не менее кинопродукция зарубежных мейджоров продолжила поступать в Россию по схемам всё того же параллельного импорта. Из дружественных стран. Так или иначе основные киноновинки можно было посмотреть в российских кинотеатрах. Например, Минкульт не получал заявок на прокатные удостоверения ни "Барби", ни "Оппенгеймера", но это не помешало россиянам познакомиться с картинами на большом экране.