В ответ на повышение Россией экспортных пошлин на необработанный лес, Финляндия готовится ввести ограничения на проезд российских автовозов по своей территории.

"Мы всерьез рассматриваем возможность ограничения перевозок автомобилей по территории Финляндии, особенно на юге Карелии, если Россия не отменит свой запрет", – цитирует Reuters министра транспорта Финляндии Ану Вехвилайнен, передает dp.ru.

По данным финских властей, в 2008 году из Финляндии в Россию будут ввезены около 1 млн автомобилей.

Ранее правительство Финляндии предлагало ввести плату за проезд автовозов, однако финские министерства не смогли договориться на этот счет. Кроме того, предлагалось ввести транзитные пошлины за перевозку всех грузов для России.

Причина столь жестких мер – повышение Россией экспортных пошлин на необработанную древесину. С 1 апреля 2008 года они были увеличены вдвое – до 15 евро за кубометр. А с 1 января 2009 года запланировано их повышение до 50 евро. Финляндия как один из крупнейших импортеров российского леса опасается серьезного кризиса в своей лесопромышленной отрасли, в частности, потери около 25 тыс. рабочих мест. На долю производителей бумаги, испытывающих острую нехватку сырья, приходится около пятой части всего экспорта Финляндии.

От пошлин также пострадает Швеция, которая в мае пригрозила заблокировать вступление России в ВТО.

Очередные переговоры о пошлинах должны были пройти в Финляндии в эти выходные, однако министр экономического развития России Эльвира Набиуллина отменила свой визит, сославшись на занятость.

Вместе с тем ограничения для автовозов могут быть частично нивелированы действиями финских железнодорожников. На этой неделе "дочка" РЖД "РейлТрансАвто" открыла железнодорожный терминал "Михнево" в Московской области, предназначенный для приема вагонов-автовозов, в частности, из Финлнядии. Концерн "Государственные железные дороги Финляндии" (VR) выступил партнером в этом проекте.

Представители VR заявляют, что намерены ежегодно перевозить в Россию 300 тыс. легковых автомобилей, сообщает портал Etel-Saimaa. Сейчас по железной дороге в Россию и Казахстан из Финляндии ежегодно поступает лишь 20 тыс. машин. По словам директора по международным товарным перевозкам VR Матти Андрессона, на первых порах планируется один товарный поезд в неделю. А директор по маркетингу "РейлТрансАвто" считает, что на показатель в 300 тыс. машин в год можно выйти уже в 2010–2011 годах. Создание терминалов, подобных "Михнево" планируется также в Петербурге и других городах.