Добыча сланца в Ленинградской области возродилась. Этому способствовал новый контракт с эстонскими перерабатывающими компаниями. Подписание соглашения, похоже, вдохновило руководство ОАО «Ленинградсланец» и на создание собственного перерабатывающего эти полезные ископаемые завода. В том, что шахта «Ленинградская» действует и активно наращивает темпы добычи корреспондент 47News убедилась лично, спустившись на глубину, где идет добыча сланца.

На краю области, на глубине 85-ти метров под землей, сегодня вновь добывают горючий сланец. Около 750 областных шахтеров ежедневно трудятся в три смены. А еще недавно город Сланцы переживал трудные времена - градообразующие предприятия - ОАО «Ленинградсланец» и ОАО «Завод «Сланцы» находились в критическом состоянии. В 2005 году основной потребитель этих полезных ископаемых – эстонское АО «Нарвские электростанции» расторгло договор с добытчиком полезных ископаемых в Ленобласти, и, таким образом, предприятие потеряло рынок сбыта, а шахта некоторое время простаивала.

Сегодня для единственных подземных добытчиков сланца в Ленинградской области вновь наступают хорошие времена. «Буквально вчера мы подписали контракт с эстонским сланцеперерабатывающим предприятием VKG Oil AS (дочернее предприятие VKG AS – прим.) на поставку 35 тысяч тонн технологического горючего сланца до конца 2008 года. Учитывая сложную финансовую обстановку, мы заручились поддержкой правительства Ленобласти, губернатора и федерального правительства», - заявил в четверг, 13 ноября, в ходе пресс-конференции президент ОАО «Ленинградсланец» Григорий Фрайман. Кстати, руководство предприятия сумму контракта не называет.

Отношения с Эстонией, стоит отметить, у областных добытчиков довольно давние. До 2005 года «Ленинградсланец» поставлял горючие сланцы в Эстонию, в объеме 1,2 млн. тонн в год. Но в апреле 2005 года АО «Нарвские электростанции» расторгло договор со сланцевским градообразующим предприятием на переработку сланца, таким образом, «Ленинградсланец» потеряло рынок сбыта вырабатываемой продукции. В 2006 году новое руководство «Завода «Сланцы» сумело запустить производство, и кризис миновал. «Сланцы – единственный энергоноситель Эстонии», - рассказывает Фрайман. При сгорании горючие сланцы выделяют тепло, а при термическом разложении – сланцевое масло, горючие газы и подсмольные воды.

Впрочем, несмотря на возобновление отношений с эстонскими предприятиями, руководство ОАО «Ленинградсланец» намерено создать свой завод по переработке этих полезных ископаемых. «В следующем году будет завершен проект сланцеперерабатывающего завод. Параллельно его строительству будет проводиться реконструкция шахты «Ленинградская». Цех по переработке сланца на ОАО «Завод «Сланцы» «законсервирован», его можно использовать лишь как временный вариант, поскольку они перерабатывают только 30% сланца, а нам нужно 100%», - прокомментировал генеральный директор ОАО «Ленинградсланец» Александр Прохоров. По его словам, проектируемая мощность нового завода составит 2,5 млн. тонн переработанных сланцев в год. Строительство завода и реконструкция шахты предполагается с помощью привлечения инвесторов. По словам руководства, уже сейчас добычей и переработкой горючих сланцев интересуются корейские, эстонские, индусские инвесторы. «Ориентировочно стоимость нового завода обойдется в 120 млн. долларов, еще около 60 млн. долларов будет стоить реконструкция шахты», - заявил в ходе пресс-конференции Прохоров.

Есть и еще один «возрождающий» момент в новой истории предприятия «Ленинградсланец». По словам Григория Фраймана, они планируют поставлять добываемый ими также известняк для цементного завода в городе Сланцы, который в ближайшее время планирует построит компания «ЛСР». Объем продаж будет составлять около 40 тысяч тонн в год. «Сланцы – как слоеный пирог. Сколько мы добываем сланца, ровно столько же мы добываем и известняка», - пояснил генеральный директор Александр Прохоров. Помимо этого, в планах у них и продажа компании «ЛСР» части своих железнодорожных путей, которыми «Ленинградсланец» не пользуется. Всего же, у добывающего предприятия 44 километра железнодорожных путей.

После общения с руководством, журналистам предложили самим побывать в качестве шахтеров. Чтобы спуститься в шахту потребовалось и преобразиться: рабочая одежда, фуфайка, резиновые сапоги, портянки и каска. Хрупкие девушки подпоясывали рабочие брюки и долго путались с портянками. Ко всему этому, по правилам безопасности, нам прибавили еще «веса» - выдали весьма тяжелый самоспасатель на случай пожара и лампу. Спуск на 85 метров вниз на лифте, который называется здесь «клеть» прошел как-то незаметно. Чтобы добраться до места разработки шахтеры пользуются собственным общественным транспортом - чем-то наподобие трамвая, хотя по ощущениям это средство передвижения больше похоже на электропоезд метро, только уменьшенных размеров. Вагончик вмещает 18 человек. Кажется, что едет этот агрегат с огромной скоростью, а на самом деле - всего лишь 10-15 км/ч. Кто-то из журналистов шутил: «Мы так до Эстонии доберемся». Но оказалось, что за двадцать минут в грохоте и с включенными фонариками мы проехали лишь 12 километров.

Выйдя из вагончика, главный инженер «Ленинградсланеца» предупредил, чтобы мы были осторожны, над нами могут быть отколовшиеся пласты, которые могут упасть. Над головой у нас «потолок» (а по-шахтерски это называется «кровля») постепенно становится ниже - приходится нагибаться. К слову, одна из наиболее частых болезней у шахтеров - радикулит.

При освещении лампами, в темноте, техника, с помощью которой происходит добыча сланца, похожа на каких-то космических чудовищ из фильмов ужасов. Сначала огромная машина бурит отверстия (шпуры), которые после наполняют взрывчатым веществом. Затем - другой техникой подрубают пласты с этой пробуренной стены. После этого машина с «руками» загребает сланец и выкидывает его на конвейер. Но главное, как говорят шахтеры в их работе - это кровля. Установка подпор для нее высчитывается специальным образом. Полуторачасовая экскурсия по шахте «Ленинградская» - пробираясь, то по воде, то меж глыбами сланца, слегка утомила: все же не комфортно себя чувствуешь идя согнутым в темноте и столбе пыли. Однако о том, что мы находились на глубине 85 метров никто и не заострил внимания и казалось, вспомнили об этом только уже увидев свет. «Шахтер - это настоящая профессия», - сказал, уже увидев свет, один из коллег-журналистов. И с этим нельзя не согласиться.

Людмила Петрова, 47News

Видео автора:

Областной сланец - энергия Эстонии (видео)

Справка:

ОАО «Ленинградсланец» основано в 1934 году и является градообразующим предприятием города Сланцы Ленинградской области.

Производственная мощность шахты «Ленинградская» составляет 2,5 млн. тонн товарного сланца в год. Запас сланца составляет 150 млн. тонн, его, по прогнозам, должно хватить, как минимум, на 40 лет.

За 2007 год предприятие добыло 577,9 тыс. тонн сланца.

За 2008 год добыча горной массы составляет около 100 тыс. тонн/мес., выход товарного сланца - 65-70 тыс. тонн/мес., выход щебня - 20-25 тыс. куб. м. в месяц.

Ожидается, что по итогам 2008 года будет добыто 705 тыс. тонн.

На сегодняшний день, предприятии ОАО «Ленинградсланец» работают 1025 человек, 750 из них - в шахте.