Власти Ленобласти и ГИБДД решили всерьез взяться за нерадивых перевозчиков. Статистика и впрямь не утешает: несмотря на то, что количество ДТП с участием маршруток и автобусов в регионе снизилось, число пострадавших в них, напротив, возросло. Комитет по транспорту намерен подкорректировать положение о конкурсе для перевозчиков, чтобы уже на стадии «отбора» выявлять тех, кто не сможет полноценно обеспечивать безопасность пассажиров. А пока власти рассматривают законодательные рычаги, инспектора ГИБДД все чаще и чаще выходят на "охоту" за нарушителями.

Власти Ленинградской области решили пересмотреть отношения с владельцами автобусов и маршрутных такси. Такое решение было принято на заседании комиссии по обеспечению безопасности дорожного движения. Была озвучена неутешительная статистика: хотя число ДТП, случившихся по вине пассажирских транспортных средств в регионе и снизилось, в то же время тяжесть их последствий возросла. Согласно статистике, озвученной начальником 4 отдела ГИБДД по Петербургу и Ленобласти Виктором Пичугиным, за 11 месяцев 2008 года на территории области зарегистрировано 22 ДТП, случившихся по вине транспортных средств категории D. В результате этих происшествий погибли 11 человек, 33 получили ранения различной степени тяжести. По вине водителей маршруток произошло 14 ДТП, в которых 7 человек погибли и 22 получили ранения.

"При разборе причин и условий этих ДТП мы выявили неудовлетворительную организацию выполнения перевозчиками комплекса мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения», - заявил Виктор Пичугин.

По его словам, в декабре 2008 года отрудниками органов правопорядка была проведена профилактическая операция, целью которой было выявление правонарушений, совершаемых водителями и должностными лицами в сфере маршрутных перевозок. Судя по озвученным итогам, результат неутешительный: в ходе проверок в Ленобласти было выявлено 282 технически неисправных маршрутных автобуса. В 34 случаях в салоне маршрутки находилось большее количество пассажиров, чем это предусмотрено правилами. Кроме того, зафиксировано 153 случая превышения скорости движения, 5 нарушений требований сигналов светофора, 45 фактов несоблюдения требований дорожных знаков и разметки и 2 выезда на встречную полосу.

По итогам проверки, по словам Виктора Пичугина, руководителям предприятий, осуществляющих перевозки, выдано 38 предписаний, водителям - 877 предписаний, 47 должностных лиц автопредприятий привлечено к административной ответственности.

В борьбе за безопасность дорожного движения сотрудники ГИБДД объединились со следственным управлением следственного комитета при прокуратуре Петербурга и совместно выезжают в рейды. В ходе подобных проверок пассажирского транспорта было выявлено 115 случаев, когда транспортные услуги не отвечали требованиям безопасности жизни и здоровья пассажиров при перевозке автобусами. По выявленным нарушениям возбуждено 55 уголовных дел, по 21 делу судами вынесен приговор.

Что касается выдачи лицензий на пассажирские перевозки, то Северо-Западным межрегиональным управлением государственного автодорожного надзора за 11 месяцев 2008 года было выдано 124 лицензии на осуществление перевозочной деятельности, и продлено действие 50 лицензий. По данным начальника Управления Андрея Жукова, было проведено 123 проверки среди тех организаций, кто хотел получить лицензию, при этом в 20 случаях соискателям было отказано.

«Проверки показали, что в Ленобласти не все муниципальные образования разработали и утвердили документы, регламентирующие вопросы допуска к выполнению регулярных рейсов. Более 25% маршрутов в муниципалитетах согласованы без проведения обследования пассажиропотоков и дорожных условий. Кроме того, при проведении конкурсов на обслуживание маршрутов основными критериями выбора перевозчика стали экономические вопросы, а не обеспечение безопасности дорожного движения. То есть, отбор и допуск перевозчиков на маршруты упрощен до минимума», - подытожил в своем докладе Жуков.

Поднимался на заседании и вопрос об изношенности пассажирского транспорта. Почти наполовину областной пассажирский парк состоит из «микроавтобусов малой вместимости», и по мнению выступающих, именно на этом типе автобусов совершается около 70% всех дорожно-транспортных происшествий. Хотя они и удобны: обеспечивается хоть в Москве перевозка пианино, хоть мебель в Петербурге.

«Если посмотреть, кому принадлежат эти автобусы, то увидим, что это автоперевозчики, имеющие в собственности от 1 до 10 единиц транспорта. Они допускают самое большое количество нарушений транспортного законодательства, приобретают старые и бвышие в употреблении автобусы, безответственно подбирают водителей», - завил Андрей Жуков.

О техническом состоянии автобусов говорил и председатель областного комитета по транспорту и транспортной инфраструктуре Ленобласти Леонид Теребнев. По его словам, обновление подвижного состава идет весьма медленными темпами. А в условиях финансового кризиса муниципальным транспортным предприятиям будет еще сложнее приобретать автобусы.

«Мы испытываем весьма серьезные проблемы в части организации перевозок. В Ленинградской области работают сегодня 885 маршрутов перевозок пассажиров автобусами, маршрутками и другими транспортными средствами - это и «пазики», и «газели», и «икарусы». Организовывать сегодня безопасность перевозок пассажиров надо, не откладывая дело в долгий ящик. Прежде всего мы должны допускать на маршруты только те автопредприятия, которые имеют собственный подвижной состав, который укомплектован и соответствует стандартам, предприятие должно иметь свою ремонтную базу и стоянку для автобусов. И конечно, что немаловажно, должна быть проверка автотехники, выходящей на маршруты, ее диагностический контроль. Водитель также должен быть осмотрен врачом», - пояснил Леонид Теребнев.

По словам руководителя транспортного комитета, в некоторых случаях перевозчик, получив разрешительную документацию, не согласовывает свои действия с органами исполнительной власти. «Таким образом он, выполняя услуги по перевозке пассажира, устанавливает свой тариф, свои автобусные остановки, он даже мешает организованному муниципальному транспортному предприятию осуществлять перевозки», - пояснил Теребнев. Кроме того, индивидуальный предприниматели-перевозчики зачастую выбирают наиболее выгодные им маршруты - к примеру, Петербург - Выборг - а не маршрут в отдаленный населенный пункт Лужского или Кингисеппского районов. «Бизнес не очень идет на невыгодные маршруты, и даже та дотация, которая идет за счет перевозок льготных пассажиров, не покрывает всех тех издержек, которые терпят сегодня муниципальные транспортные предприятия», - отметил председатель комитета по транспорту.

Представители ГИБДД и Северо-Западного межрегионального управления государственного автодорожного надзора считают, что отношения с перевозчиками улучшатся после принятия федерального закона «Об общих принципах организации транспортного обслуживания населения автомобильным и городским наземным электрическим пассажирским транспортом на маршрутах регулярного сообщения в РФ». Впрочем, областной комитет по транспорту уже намерен пересмотреть положение о конкурсе для пассажирских перевозчиков. «Мы будем определять перевозчика по наличию
на автопредприятии подвижного состава, сроком эксплуатации не более 5 лет, наличием медицинского освидетельствования, ремонтной базы и профпригодности водителей», - пояснил Леонид Теребенев.

Людмила Петрова, 47News