«Северо-Западная пригородная пассажирская компания» обратилась в прокуратуру с просьбой провести проверку соблюдения законодательства областным комитетом по транспорту и транспортной инфраструктуре. Региональные чиновники к такому повороту событий отнеслись спокойно. И даже выдвинули своей вариант выхода из сложной ситуации: предложили провести конкурс среди перевозчиков на пригородных маршрутах, в котором смогут участвовать компании из разных регионов России. Победитель в итоге и будет обслуживать пассажиров Ленобласти.

Как стало известно 47News, в конце марта «Северо-Западная пригородная пассажирская компания» направила в Северо-Западную транспортную прокуратуру обращение с просьбой "провести прокурорскую проверку Комитета по транспорту и транспортной инфраструктуре Ленинградской области за 2008-2009 год на предмет соблюдения законодательства Российской Федерации о ценообразовании, государственном регулировании тарифа на услуги по перевозке пассажиров в пригородном железнодорожном сообщении по территории Ленинградской области, а также на предмет не заключения с ОАО «Северо-Западная пригородная пассажирская компания» договора, регулирующего порядок организации транспортного обслуживания пассажиров железнодорожным транспортом пригородного сообщения (предоставление (выплата) субсидий в связи с регулированием вышеуказанного тарифа)".

Напомним, что «Северо-Западная пригородная пассажирская компания» требует от правительства Ленобласти компенсировать убытки за перевозки по территории 47-го региона. СЗППК отмечало, что выпадающие доходы ОАО «РЖД» от организации перевозок пассажиров в пригородном сообщении в Ленинградской области в 2008 году составили более 800 млн. рублей. За год 2009 компания предлагает региону компенсировать 494 млн. рублей. Для этого «СЗППК» и Ленобласти необходимо заключить некое соглашение.

Правительство области, в свою очередь, отказывается выплачивать железнодорожникам убытки, ссылаясь на то, что свои обязательства по утверждению тарифа и компенсации за льготный проезд пассажиров, регион полностью выполняет.

В то же время, «СЗППК» уже начала сокращение убыточных поездов на территории области. По информации пресс-секретаря компании Юлии Войтович, в настоящее время отменено 9 пар поездов, то есть - 18. Из них 2 пары (4 поезда) на локомотивной тяге: «Выборг - Вещево» и «Волховстрой - Бабаево». Впрочем, в пресс-службе отметили, что в связи с увеличением пассажиропотока в период дачного сезона, количество пригородных поездов с 24 апреля увеличится. Об изменениях в расписании и дополнительных электропоездах в компании пообещали сообщить позже.

В своем письме в транспортную прокуратуру руководство «СЗППК» апеллирует к целому ряду законов - в том числе, и к ФЗ № 184, который в ходе обсуждения вопроса об отмене электропоездов неоднократно упоминался железнодорожниками. В данном документе говорится, что организация транспортного обслуживания населения автомобильным, железнодорожным, водным, воздушным транспортом входит в полномочия органов государственной власти субъекта РФ и осуществляются данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта.

В настоящий момент обращение "СЗППК" находится в стадии рассмотрения надзорными органами - об этом 47News сообщили в пресс-службе Северо-Западной транспортной прокуратуры.

Председатель областного транспортного комитета Леонид Теребнев к факту обращения "СЗППК" в прокуратуру отнесся довольно спокойно. «Это обращение дало мне возможность раскрыть реальную ситуацию, сложившуюся в связи с этой проблемой. Теперь мы дадим все факты и аргументы по их выпадающим доходам. А читать 184 федеральный закон в том смысле, что организация перевозок предусматривает финансирование пассажирской компании - это некорректно», - прокомментировал ситуацию корреспонденту 47News Леонид Теребнев.

По его словам, позиция областного транспортного ведомства в этом спорном вопросе остается неизменной. «Компания представила нам на утверждение свой тариф - 14 рублей за проезд в одной зоне, и мы его утвердили. Если компания посчитает, что тариф занижен и на следующий сезон они предложат более высокий, то мы эти расчеты направим в комитет по тарифам, в антимонопольную службу, где его рассмотрят. И если признают, что тариф компания просчитала обосновано, мы вынуждены будем его утвердить - даже если он будет, к примеру, 50 рублей за одну зону», - пояснил глава комитета по транспорту.

Стоит отметить, что учредителями «Северо-Западной пригородной пассажирской компании» являются ОАО «РЖД» и правительство Санкт-Петербурга. Последние как раз подписали соглашение с "СЗППК", согласно которому дотируют убыточные перевозки. Впрочем, Ленобласть также приглашали в состав учредителей компании. «Нас приглашали в учредители, но компания убыточна и не может сегодня делить или продавать акции. Они не могут нам дать условия для вхождения. А сегодня я не вижу даже смысла входить в убыточную компанию, чтобы потом искать в бюджете средства и покрывать убытки этой компании. Эти убытки сформированы не по вине субъекта федерации», - заявил Леонид Теребнев.

В пресс-службе СЗППК эту информацию нам подтвердили. «По законодательству об акционерных обществах, для того, чтобы у нас появились новые акционеры, наша компания должна быть безубыточна, но на данный момент мы убыточны», - пояснила Юлия Войтович.

Впрочем, правительство Ленобласти пытается найти другие выходы из этой спорной ситуации. Так, в умах чиновников возникла идея организовать среди перевозчиков конкурс по обслуживанию пригородного железнодорожного транспорта, курсирующего на территории Ленобласти. «Подготовка конкурсной документации займет 2-3 месяца, после чего мы объявим конкурс на основании федеральных законов №№ 184 и 131, где оговорено, что организацию пригородных перевозок осуществляет субъект федерации. В нем смогут участвовать пассажирские компании из других регионов. "СЗППК" также сможет в нем участвовать", - сообщил корреспонденту 47News Леонид Теребнев. В частности, чиновник предположил, что в данном конкурсе смогут принять участие компании из центральных районов России и даже из Сибири.

В «Северо-Западной пригородной пассажирской компании» пока такое предложение со стороны областных чиновников не комментируют. «Когда у нас появится документация по требованиям такого конкурса - тогда мы сможем ответить - будем участвовать в нем или нет», - заявила Войтович.

Людмила Петрова, 47News