В Ленинградской области начала действовать новая «система отбора» пассажирских перевозчиков. В комитете по транспорту считают, что проведение конкурсов среди перевозчиков в каждом районе - наиболее удобная форма организации транспортного сообщения в регионе, поскольку она позволяет задействовать в каждом лоте не только выгодные маршруты, но и перевозки в отдаленные населенные пункты. Однако в этой новой системе «первый блин получился комом» - в Тосненском районе перевозчики до сих пор не разрешили свою конфликтную ситуацию.

Комитетом по транспорту и транспортной инфраструктуре Ленобласти сформировано порядка 105 конкурсных лотов по организации пассажирских перевозок, пр этом, в каждом из них объединено несколько маршрутов: межмуниципальные, муниципальные и пригородные. Об этом корреспонденту 47News рассказал председатель комитета по транспорту Леонид Теребнев. По его словам, система выбора перевозчиков с помощью проведения конкурсов позволит подбирать более качественных перевозчиков и охватить транспортным обеспечением 90% населенных пунктов региона.

Проведение конкурсов среди перевозчиков по каждому району на уровне областного комитета по транспорту в Ленобласти - впервые. Это новшество обсуждалось и корректировалось еще с прошлого года совместно с районными властями. «Есть районы, где весьма трудно подобрать перевозчика - Подпорожский, Лодейнопольсикй, Бокситогорский, а есть районы с большим пассажиропотоком, например, Всеволожский, Гатчинский, Тосненский. Мы соединили в конкурсных лотах и выгодные для перевозчиков маршруты и отдаленные, то есть мы выступаем неким регулятором», - пояснил Леонид Теребнев. Отметим, что лоты разрабатываются по согласованию с муниципалитетами.

Кстати, по словам Теребнева, сейчас на территории области работают 47 перевозчиков, однако из 1700 автобусов лишь 550 - муниципальных транспортных предприятий, остальные - частные. Около 890 маршрутов в Ленобласти проходят по 30 тысячам километров дорог. Впрочем, в планах у главы транспортного комитета увеличить количество маршрутов до 900-1000. «Автобус - это цивилизация. Даже в деревню, где живут две бабушки нужно, чтобы автобусы ходили два раза в день, чтобы пожилые люди смогли съездить в поликлинику и магазин», - считает председатель комитета по транспорту.

По мнению Леонида Теребнева, в Ленобласти добросовестно работают такие компании, как «Питеравто», «ПТК», «Третий парк», «Гортранс» и муниципальные транспортные предприятия. Однако к одному из предприятий, входящих в холдинг «Питеравто» у комитета уже появились претензии.

Напомним, что по результатам первого конкурса по организации пассажирских перевозок на территории Тосненского района, победили три компании - ООО «Транс-Балт» холдинговой компании «Питеравто», ООО «Гортранс» и ООО «Невская линия». Победители конкурса должны были приступить к работе на маршрутах по вновь утвержденным графикам движения лишь с 1 июля 2009 года. Однако существующие перевозчики - «Тосноавто», также принадлежащие холдингу «Питеравто» неожиданно прекратили перевозку льготных пассажиров. В связи с этим, администрация Тосненского района расторгла с ними договор и заключила соглашения на перевозку с двумя победителями конкурса - «Гортранс» и «Невская линия», по нему компании начнут работу «досрочно», не дожидаясь 1 июля.

«То, что делает «Тосноавто» - это не конструктивный подход. Причиной этому, скорее всего, стала обида на то, что они проиграли в конкурсе. По условиям, компании должны приступить к работе с 1 июля. Но учитывая, что «Тосноавто» по непонятным причинам выдвигает некоторые протесты, мы предложили «Питеравто» подписать соглашение об организации перевозок в Ленобласти, провести регистрацию в Ленобласти, чтобы совместно решать вопросы развития транспортной инфраструктуры. Я думаю, что руководство «Питеравто» наведет порядок в Тосно», - прокомментировал Леонид Теребнев.

По его словам, поскольку договор с «Тосноавто» был расторгнут, то две компании-победители («Гортранс» и «Невская линия» - прим.) подписали с муниципалитетом контракты по организации пассажирских перевозок и начнут работу раньше - уже с мая. «Мы предлагали «Транс-балту» заключить такой же договор, но они не согласились, видимо, потому что так же, как и «Тосноавто» входят в структуру «Питеравто»», - пояснил Теребнев. Кроме того, он заявил, что комитет предложил подписать временное соглашение и «Тосноавто» на срок до 1 июля, после чего работу начнет «Транс-Балт», однако ответа от них комитет пока не получил.

«Это временные трудности, созданные «Тосноавто» и на их совести перевозка льготников. Они пишут письмо губернатору области, что готовы осуществлять перевозки ветеранов в праздничные дни и в то же время не хотят перевозить льготников», - отметил глава транспортного ведомства.

Стоит отметить, что Петербургское бюро транспортной информации сообщало, что «Тосноавто» не получает от муниципалитета компенсации за перевозку льготных категорий граждан. Однако Теребнев опроверг эту информацию, заявив, что на сегодняшний день никаких задолженностей перед «Тосноавто» нет. Впрочем, он отметил, что перед «Питеравто» задолженность есть у Гатчинского района в размере 2,5 млн. рублей. Причиной этому стала некая не состыковка при переводе федеральных и областных средств в муниципалитет. Но как уверяет Теребнев, эта ситуация в ближайшее время будет разрешена.

Леонид Теребнев предположил, что подобная «транспортная война» между перевозчиками может произойти и в другом районе Ленобласти, но выразил надежду, что в отношениях бизнеса начнет проявляться культура. «Мы пришли к рынку, где побеждает сильнейший. У «Питеравто» более 2 тысяч автобусов, а у крупных областных перевозчиков - 100-150. Но с помощью конкурсов мы даем возможность работать и мелким и крупным компаниям работать, не создавая при этом монополизм. К сожалению, пока не дошли до уровня цивилизованного рынка транспортных услуг», - считает председатель комитета по транспорту.

Впрочем, он отметил, что если сложная ситуация с перевозками льготных пассажиров в Тосненском районе будет продолжаться, то комитет будет обращаться в правоохранительные органы, ГИБДД, прокуратуру.

Что касается стабилизации в вопросе пассажирского транспорта на территории всей области, то глава регионального комитета по транспорту высказал мнение, что этому поспособствует Закон «Об организации транспортного обслуживания населения». Такой законопроект, по словам Теребнева, уже не первый год рассматривается Госдумой и до сих пор не принят. Как уже сообщал 47News, подобный закон регионального значения разрабатывается комитетом по транспорту и транспортной инфраструктуре. «Проект закона уже готов, сейчас он находится в стадии согласования, и по плану, в июне будет вынесен на заседание Законодательного собрания Ленобласти», - пояснил Леонид Теребнев.

Людмила Петрова, 47News