В понедельник, 29 июня, правительство Ленобласти обсудит ход строительства скоростной железнодорожной трассы Петербург-Хельсинки. Этот проект финансируют ОАО «Российские железные дороги» (РЖД) и Инвестиционный фонд РФ.

Реализация проекта поделена на два этапа: организация скоростного железнодорожного движения и перевод грузоперевозок на выделенную ж/д ветку. Раньше РЖД обещали открыть движение уже в этом году, теперь речь идет о 2010-м.

Договоренность об организации скоростного железнодорожного сообщения между Россией и Финляндией была достигнута в 2003 году на встрече президентов двух стран: Владимира Путина и Тарьи Халонен.

Наиболее дорогостоящий и сложный из двух проектов первый. Чтобы сократить время проезда между Петербургом и Хельсинки с шести часов до 3,5 часа, необходимо выложить порядка 43 млрд рублей (по оценкам 2008 года). Из Инвестиционного фонда на реализацию проекта выделено 25 млрд рублей, остальное - средства РЖД.

Суть проекта состоит в том, чтобы существующую линию на Выборгском направлении от Петербурга до государственной границы с Финляндией (станция Бусловская) освободить от грузовых составов, следующих к портам Высоцк, Приморск, Выборг и в Суоми. Только тогда появится возможность полноценно модернизировать трассу под скоростное движение до 200 км/час. Курсирующие сейчас по ней электрички и пассажирские поезда серьезной помехой этому не станут.

Все грузовые составы решено вывести на Приозерское направление. Однако для того, чтобы максимально сократить для них круговой путь, требуется построить совершенно новую железную дорогу между Лосево и Каменногорском длиной 64 км. Дорога пройдет по территории, на которой густо расположены садоводства и рекреационные зоны, поэтому только на согласование маршрута железнодорожникам пришлось потратить почти два года. Новая трасса, скорее всего, появится не раньше 2011 года, а значит, полноценного скоростного движения между Россией и Финляндией не будет еще долго. Как сообщает БН.ру, по мнению экспертов ОАО «Ленгипротранс» (он участвует в разработке этого проекта), пока не будет построена эта ветка, скоростное российско-финское сообщение можно будет осуществлять только в тестовом режиме: один - два поезда в месяц, и двигаться они смогут со скоростью не более 160 км/час.