Одна из составляющих скоростного движения пассажирских поездов на участке «Петербург - Хельсинки» сегодня довольно бурно обсуждалась областными чиновниками. Проектировщики представили «на суд» предварительные технико-экономические обоснования новой грузовой железнодорожной трассы «Лосево - Каменногорск», однако пока не получили одобрения областных чиновников. Губернатор Ленинградской области даже распорядился создать специальную рабочую группу, чтобы координировать деятельность проектировщиков.

Проект скоростной трассы между Россией и Финляндией комплексный, и предусматривает разделение скоростного и грузового направлений: реконструкцию под скоростную железнодорожной инфраструктуры линии «Санкт-Петербург - Бусловская» и строительство железной дороги Лосево – Каменогорск для выноса грузового движения на направлении «Лосево – Каменогорск – Выборг». Заказчиком строительства выступает Федеральное агентство железнодорожного транспорта. По планам проектировщиков - «НПО «ГеоМостПроект» - протяженность участка трассы составит 65 километров, это будет новая двухпутная электрифицированная железная дорога. Трасса пройдет по территориям двух районов области - Приозерского и Выборгского.

Одним из первых вопросов, возникших у чиновников, присутствовавших на сегодняшнем совещании, стала экологическая безопасность нового строительства. Однако как заявил директор ФГУП «Единая группа заказчика Федерального агентства железнодорожного транспорта» Валентин Томашевич, при технико-экономическом обосновании проведение экологической экспертизы пока не требуется. Впрочем, спорный момент в природоохранной сфере все же был найден. Генеральный директор «ГеоМостПроект» Михаил Мелешев уверял, что железнодорожная трасса «Лосево - Каменногорск» не заденет ни одного заказника в Ленобласти. Но глава администрации Выборгского района Константин Патраев возразил и заявил, что трасса затронет заказники «Саперное», «Низовское болото» и «Озеро Мелководное». Точку в этом вопросе поставил председатель комитета по природным ресурсам и охране окружающей среды Александр Степченко - он попросил проектировщика как можно быстрее предоставить необходимые документы по проекту, чтобы специалисты комитета смогли установить более точно территорию прохождения проектируемой железной дороги.

Проблема экологии «задела» и губернатора. Валерий Сердюков возмутился тем, что заказчики строительства обосновывают необходимость строительства этого участка дороги с целью «обойти зону отдыха Курортного района Петербурга». «Вы говорите, что хотите обойти таким образом зону отдыха Курортного района. Но трассы Санкт-Петербург - Приозерск, Лосево - Каменногорск - это сплошная зона отдыха. Не нужно в основу ставить курортную зону, иначе трассы вообще не будет. Там еще животный мир - лось, барсук, в том числе канадский», - заявил глава 47 региона.

«Необходимо также создать технологические дороги для строительства. Вы будете использовать дороги Приозерского и Выборгского районов, а у нас уже есть печальный опыт использования дорог общего пользования при строительстве порта в Усть-Луге», - отметил председатель комитета по транспорту и транспортной инфраструктуре Леонид Теребнёв.

В свою очередь, проектировщики замечания учитывали и предлагали пересмотреть проект. Тем не менее, они просили правительство Ленобласти оказывать содействие в получение разрешений при проектно-изыскательских работах, дабы не затормозить процесс.

«Конечно, это проект государственный, но в то же время, даже и мысли нельзя допустить, что строительство будет вестись по упрощенным технологиям, чтобы удешевить его. Нужно использовать самые современные технологии», - заявил Сердюков. Впрочем, губернатор дал понять заказчикам, что несмотря на то, что проект государственный, каких-либо уступок чиновники делать не будут. «Просто по одному листочку вашего запроса делаться ничего не будет. Все будет по закону, и не надо здесь никого подавлять тем, что это особо важный проект. Это проект 2003 года, а сейчас уже 2009-й», - добавил глава региона.

Отметим, что пока проектировщики говорили лишь о планах, но из-за такой исключительно предварительной информации вызвали много вопросов у участников совещания. Более подробный проект должен быть предоставлен в декабре этого года. Кстати, источники инвестиций строительства скоростной трассы «Санкт-Петербург - Хельсинки» - ОАО «РЖД» (65%) и Инвестиционный фонд РФ (35%). Стоимость строительства оценивается более чем в 122 млрд. рублей, планируемый срок окончания – 2010-2011 год.

Впрочем, по итогам совещания губернатор поручил создать рабочую группу по координации всех действий в ходе проектирования железной дороги «Лосево - Каменногорск». В нее войдут представители федеральных и региональных организаций, профильных комитетов областного правительства, надзорных органов, участвующих в проектировании и строительстве скоростной магистрали.

Людмила Петрова, 47News