Один из крупных федеральных проектов, реализующихся на территории Ленобласти, - морской торговый порт Усть-Луга - почувствовал дыхание экономического кризиса. Несмотря на стабильное государственно-частное партнерство, на котором основано финансирование развития порта, здесь все же возникли экономические проблемы. К примеру, по причине кризиса уменьшился грузооборот, а некоторые строительные объекты в эксплуатацию будут сданы с задержкой.

Многопрофильный перегрузочный комплекс «Юг-2» в морском торговом порту Усть-Луга предназначен для перевалки накатной техники, контейнерных и генеральных грузов. Он является высокоспециализированным автомобильным терминалом, соответствующим мировым стандартам. Сейчас запущен первый пусковой комплекс МПК «Юг-2», он может принимать до 100 тысяч автомобилей в год. На причале может находиться до 5 тысяч машин, а с запуском второго пускового комплекса здесь смогут разместиться до 13 тысяч авто.

Впрочем, уже сегодня терминал испытывает трудности с грузооборотом. «С кризисом ситуация поменялась, сейчас мы корректируем
количество грузов, автомобилей поступает намного меньше», - рассказала руководитель управления по связям с общественностью ОАО «Компания Усть-Луга» Татьяна Паук. Кроме того, на поставки автомобилей повлияло и введение новых пошли на ввоз иномарок. Отметим, что главным партнером морского торгового порта в Усть-Луге является «Тойота».

Еще один терминал в порту пострадал от кризиса: из-за финансовых трудностей на год задержится строительство в порту контейнерного терминала. По словам генерального директора компании «Усть-Лужский контейнерный терминал» Андрея Бессалова, сокращение
государственного финансирования связано с экономическим кризисом, однако, несмотря на эти трудности, Минтранс России, являющийся инвестором от государства, свои обязательства выполняет. В частности, идут работы по углублению, а в следующем году начнется строительство пропускных пунктов. «Частные денежные вложения в строительство терминала сократились из-за трений между акционерами», - пояснил Бессалов. Тем не менее, по его словам, объект будет сдан в эксплуатацию к лету 2010 года. В этом же году, как
ожидается, для контейнерного терминала из-за рубежа поступят пять погрузочных кранов, аналогов которым нет в российских портах.

Изменения в экономике повлияли на социальную составляющую крупного федерального проекта. Напомним, что по инициативе «Компании Усть-Луга» был разработан проект нового города, где будут жить работники морского порта. Город Усть-Луга расположится рядом с деревней Краколье. В нем планируется разместить 35 тыс. человек. Проектом предусмотрено строительство малоэтажного и коттеджного жилья, а также нескольких 4-5-этажных домов.

Как сообщила Татьяна Паук, в настоящее время продолжается разработка проекта, а само строительство начнётся лишь в конце 2010 года. Ранее предполагалось, что жильё для работников порта начнут строить в конце 2008 года. Сейчас, по словам Татьяны Паук, на
месте будущего города идёт строительство первого объекта - Свято-Троицкого морского собора, он будет сдан в 2010 году.

Тем не менее, несмотря на финансовые сложности, инвестиции в развитие морского торгового порта Усть-Луга в 2009 году составят 29,8 миллиарда рублей. Эта сумма, по сравнению с 2008 годом, увеличилась на 50,7%. Из инвестиций, направленных в 2009 году, 2 миллиарда 833 миллиона рублей вложит государство, частные финансовые вливания составят 26 миллиардов 189 миллионов рублей.

Кроме того, по словам Татьяны Паук, в порту Усть-Луга к 2015 году планируется увеличить грузооборот до 170 миллионов тонн различных грузов с учетом БТС-2. Кстати, в январе 2010 года планируется ввести в эксплуатацию комплекс наливных грузов, а в 2012 году - первую очередь Бункеровочного комплекса, который станет конечной точкой БТС-2. Первая очередь рассчитана на перевалку 30 млн. тонн в год, при выходе на полную мощность - 38 млн. тонн в год. Нефтепровод пройдет по маршруту «город Унеча в Брянской области - город Усть-Луга» c ответвлением на Киришский нефтеперерабатывающий завод.

Людмила Петрова, 47News