В проекте бюджета на 2010 год предусмотрены компенсации «Северо-Западной пригородной пассажирской компании» недополученных доходов в связи с льготным проездом отдельных категорий граждан, и никаких других компенсаций убытков не предусматривается.

Как сообщает сайт областного правительства, такое заявление сделал председатель комитета по транспорту и транспортной инфраструктуре Ленинградской области Леонид Теребнёв, комментируя высказывание генерального директора ОАО «СЗППК» Константина Воронцова об отсутствии договора на осуществление пригородных перевозок со стороны Ленинградской области.

По словам Теребнёва, "планируется, как обычно, заключить ежегодное соглашение к договору оказания услуг по перевозке на льготных условиях отдельных категорий граждан".

Регион ежегодно заключает соглашение по перевозке пассажиров на льготных условиях по территории Ленинградской области и Санкт-Петербурга железнодорожным транспортом пригородного сообщения. В 2009 году сумма компенсации составила 91 млн. 877 тыс. рублей, - сообщил Леонид Теребнёв. По его словам, по всем льготным категориям граждан, пользующихся услугами железнодорожников, выплаты исполнены по заявкам ОАО "СЗППК" во все годы. Отмечено, что, таким образом, убытки, связанные с проездом льготников компенсируются компании в полном объемё.

Все остальные финансовые издержки пригородного комплекса в ОАО "РЖД", говорится в сообщении,  происходят не по вине субъекта федерации и муниципальных образований. "Отмена пригородных поездов из-за нерентабельности перевозок связана с недостаточно эффективным менеджментом компании, которая, кстати, не наделена имуществом и подвижной состав арендует у ОАО "РЖД" с отрицательным финансовым результатом деятельности. ОАО "СЗППК" стремится компенсировать убытки за счёт бюджета субъекта Федерации, что не является правильным с точки зрения расходования региональных бюджетных средств", - считает председатель комитета по транспорту и транспортной инфраструктуре. Ленинградская область поддерживает дотации  компании из федерального бюджета, поскольку ОАО "РЖД" - государственная монопольная структура.

Регионам предоставляется право вводить лишь государственное регулирование тарифов, что и делает областное правительство. В 2009 году Постановлением правительства Ленинградской области от 30.12.2008 года № 420 утвержден зонный тариф в размере 14 рублей за 10 км (пасс/км), который действует с 1 января 2009 года. Размер тарифа был установлен на основании официального обращения ОАО «Северо-Западная пригородная пассажирская компания» к губернатору Ленинградской области. Других обращений по изменению тарифа в течение года не поступало, отмечается в сообщении.

Вопрос о том, что себестоимость перевозки одного пассажира в пределах одной тарифной зоны в Ленобласти составляет 22 руб. 45 коп., а действующий тариф ниже – 14 рублей, следует адресовать самой пригородной компании. "По нашим расчетам тариф, обеспечивающий рентабельность перевозок, должен быть 10 руб. 75 копеек, а не 14 руб., и не 22 руб. 45 коп., как заявляет руководство компании. Себестоимость перевозок за 9 месяцев 2009 года по тарифу реально составляет 12,43 рубля", - сообщил Леонид Теребнёв.

Что касается других регионов, которые приводят в пример в качестве компенсирующих убытки железнодорожников от пригородных перевозок, то они заключают аналогичные договоры о компенсации перевозок льготных категорий граждан, и утверждают предлагаемые тарифы. Речь идет о государственном регулировании тарифов, для которого властям региона необходимо представить документы с экономически обоснованными данными. Ленинградская область также осуществляет все эти функции, говорится в сообщении.

В период рецессии, по мнению председателя "транспортного" комитета, рентабельность пригородным перевозкам в условиях монополии могут дать внутренние резервы: внедрение инновационных технологий, сочетание автомобильных и железнодорожных перевозок, сокращение аутсорсинга в стоимости проезда (нагрузок по дополнительным услугам, которые идут мимо бюджета РЖД), а также оптимизация управленческих расходов и отказ от ориентации менеджмента на сверхприбыли. 

"Транспорт должен быть доступным для всех категорий граждан не за счёт бюджета и пассажиров, приобретающих билет по установленному тарифу,  а за счёт хозяйствующего субъекта в лице ОАО "СЗППК", и мы эту позицию будем отстаивать", - заявил Леонид Теребнёв.