«Северо-Западная пригородная пассажирская компания» злоупотребляла своим доминирующим положением на рынке железнодорожных перевозок, - к такому выводу пришла комиссия Управления ФАС по Ленобласти. По мнению антимонопольного ведомства, отменив весной этого года ряд пригородных пассажирских поездов, компания ущемила интересы населения. Помимо предписания об устранении нарушения, организации грозит и наложение оборотного штрафа. Впрочем, руководство областного УФАС заявляет, что, поскольку «СЗППК» обещала устранить нарушения в короткие сроки, штраф будет минимальным.

Ленинградское Управление Федеральной антимонопольной службы РФ приняло решение по делу, возбужденному в отношении ОАО «Северо-Западная пригородная пассажирская компания» («СЗППК»). Как сообщили корреспонденту 47News в пресс-службе УФАС по Ленобласти, комиссия антимонопольного ведомства, рассмотрев дело на итоговом заседании во вторник, 15 декабря, признала, что в действиях «СЗППК» есть нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции».

Напомним, что дело в отношении ОАО «СЗППК» было возбуждено в июле этого года, а поводом послужила отмена компанией 45 пригородных поездов (они были отменены весной). Перед этим областное антимонопольное ведомство совместно с Санкт-Петербургской транспортной прокуратурой провело проверку законности действий "СЗ ППК"по отмене ряда маршрутов. Как сообщалось ранее, с 1 апреля 2009 года правительством 47-го региона была зафиксирована отмена 45 пригородных поездов на Выборгском, Волховстроевском, Подпорожском, Сланцевском, Сосновоборском, Тосненском и Тихвинском направлениях. Это обстоятельство стало причиной роста недовольства жителей области и возникновению социальной напряжённости. В свою очередь, представители «СЗППК» объясняли сокращение числа пригородных поездов убыточностью перевозок и отсутствием компенсации расходов из бюджета Ленобласти.

Впрочем, вопрос возмещения убытков уже давно является поводом для споров между «СЗППК» и областным комитетом по транспорту. Транспортное ведомство 47-го региона, в свою очередь, заявляло, что без каких-либо конкретных на то оснований возмещать убытки компании не намерено.

Как сообщили в пресс-службе УФАС по Ленобласти, в рассмотрении дела принимали участие представители Октябрьской железной дороги и комитета по транспорту и транспортной инфраструктуре Ленобласти. Стоит подчеркнуть, что в ходе рассмотрения дела Федеральная служба по тарифам включила «Северо-Западную пригородную пассажирскую компанию» в Реестр субъектов естественных монополий, то есть «СЗППК» официально получила статус субъекта естественной монополии, что стало существенным условием в этом деле.

В итоге комиссия Ленинградского УФАС пришла к выводу о том, что пассажирская компания злоупотребила своим доминирующим положением на рынке железнодорожных перевозок, тем самым ущемив интересы потребителей - населения, пользующегося пригородными поездами. Было принято решение выдать перевозчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушения. Вопрос о бездействии органов власти (в лице отраслевых комитетов правительства Ленинградской области), устранившихся, по мнению антимонопольщиков, от регулирования ситуации с пригородными электропоездами, УФАС решила рассмотреть отдельно.

По словам руководителя Ленинградского УФАС Вадима Владимирова, выданное компании предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства и устранении последствий, а также восстановлении публичного порядка в сфере железнодорожных перевозок, распространяется также на ОАО «Российские железные дороги». Как пояснил 47News Владимиров, материалы дела будут переданы уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 14.31 КоАП РФ. «Данной статьёй предусмотрено наложение оборотного штрафа за злоупотребление доминирующим положением. Мы понимаем, что это огромные деньги, и ни в коем случае не стремимся разорить компанию. Штраф будет минимальным, особенно учитывая готовность и желание «СЗППК» устранить нарушение в самые короткие сроки», - отметил руководитель Ленинградского УФАС.

«Основной проблемой, которую мы пытались решить в ходе рассмотрения дела - поиск компромисса между перевозчиком, который несет убытки и оптимизирует свою деятельность путём отмены поездов (что приводит к ущемлению интересов населения), и правительством области, полагающим, что перевозчик пытается переложить на него часть своих обязанностей в части установления тарифа. На сегодняшний момент стороны готовы договориться», - прокомментировал 47News руководитель Ленинградского УФАС Вадим Владимиров.

Стоит отметить, кстати, что в пятницу, 18 декабря, в правительстве Ленобласти состоится подписание соглашения с Октябрьской железной дорогой о сотрудничестве и взаимодействии в 2010-2012 годах. Кроме того, на встрече будет подписан договора с «Северо-Западной пригородной пассажирской компанией» о перевозке железнодорожным транспортом граждан льготных категорий в 2010 году. В антимонопольном ведомстве надеются, что в этот день все разногласия между спорящими сторонами будут урегулированы.

47News