Ленинградская область до сих пор не определилась с социальным заказом на пригородные перевозки, пишет «Гудок».

УФАС по Ленинградской области обязало ОАО «Северо-Западная пригородная пассажирская компания» (СЗППК) до 1 марта восстановить снятые прошлой весной с маршрутов электрички. Компания не против, однако, по данным газеты «Гудок», Ленобласть молчит о том, на каких направлениях и сколько нужно восстановить поездов.

Речь идёт о 45 электричках, отменённых в Ленинградской области прошлой весной. Этим, по мнению УФАС, СЗППК нарушила федеральный закон «О защите конкуренции».

«Мы признали, что она нарушила законодательство, так как железнодорожные перевозки относятся к сфере естественных монополий. В Ленобласти пригородная компания – единственный поставщик этого вида услуг. Автобусы и маршрутки в данном случае не являются альтернативным вариантом, поскольку в регионе есть населённые пункты, до которых можно добраться только по железной дороге», – сказал «Гудку» начальник отдела естественных монополий и рекламы УФАС Ленинградской области Глеб Коннов.

Всего же, по данным комитета по транспорту Ленобласти, с 1 января и по сегодняшний день в регионе отменили 61 поезд, а у 14 сократили периодичность рейсов. Изменения коснулись выборгского, волховстроевского, подпорожского, сланцевского, сосновоборского, тосненского и тихвинского направлений. Из-за этого в комитет поступило более 30 жалоб от жителей Ленобласти.

В свою очередь при отмене поездов СЗППК ссылалась на убыточность перевозок и отсутствие компенсации из областного бюджета. Так, убытки компании составили в 2007 году – 418,730 млн руб., в 2008 году – 245,944 млн руб., в 2009-м – 129,956 млн руб.

И хотя СЗППК согласно уставу является коммерческой организацией, а следовательно не может работать в убыток, областной комитет по транспорту настаивал на её присутствии в регионе. Однако отказывался компенсировать убытки, ссылаясь на то, что акционерным обществам возмещать убытки за счёт средств областного бюджета запрещено Бюджетным кодексом.

Это правовое недоразумение УФАС разрешило предписанием, обязывающим вернуть электрички в Ленобласть, но ровно в том количестве, которое необходимо населению.

По словам генерального директора СЗППК Константина Воронцова, компания готова вернуть электрички на линию. Однако область не может определиться с объёмом заказов.

«Оптимальный объём, который необходим для того, чтобы перевозить жителей Ленобласти, не был определён. И это как раз и было предметом спора. Пригородная компания просила назвать нужное количество электричек, чтобы посчитать объём работы и установить тариф. А правительство не могло ответить на этот вопрос. Поэтому даже сейчас непонятно, сколько нужно восстановить электричек. В нашем предписании, в частности, указано, что движение поездов должно быть восстановлено в объёме, обеспечивающем удовлетворение спроса жителей Ленинградской области», – подчёркивает Коннов.

СЗППК уже запросила у Ленобласти список поездов, которые нужно восстановить. Ведь в решении сказано, что «следует восстановить поезда в соответствии со спросом», вот перевозчик и интересуется у Ленинградской области, какие поезда удовлетворят спрос.

«Уже недели две ждём. Официального ответа нет. Все обращения в Ленобласть, отправленные во исполнение решений УФАС, требующего заключения договора на тот объём перевозок, который будет удовлетворять население, мы отправляем в том числе и в УФАС, чтобы потом вопросов не возникало», – уточнил Константин Воронцов.

Вместе с тем Воронцов подчёркивает, что сейчас компания рассматривает решение об обжаловании решения Ленинградского УФАС. «Это наше право, и мы можем им воспользоваться», – сказал Константин Воронцов.

Справка:

ОАО «Северо-Западная пригородная пассажирская компания» начало работу в апреле 2006 года. Его учредителями являются ОАО «РЖД» и правительство Санкт-Петербурга. Первоначально компания взяла на себя лишь витебское направление, но с 1 июля 2008-го она охватила балтийское, витебское, московское, волховстроевское и финляндское направления. Сейчас решается вопрос о передаче СЗППК пригородного сообщения в Карелии и Псковской области.