Новые покилометровые и «посадочные» тарифы на проезд в электричках породили в Ленобласти не меньше жалоб, чем тарифы на услуги ЖКХ. Действующие с 1 января 2010 года расчеты оплаты за проезд на пригородных поездах не устраивают жителей ближайших к Петербургу районов области. При этом организатор перевозок - «Северо-Западная пригородная пассажирская компания» - который ввел это «тарифное новшество» и уверял, что оно поможет им снизить собственные убытки, вновь предлагает областной власти увеличить стоимость проезда в пригородных поездах. Чиновники пока не соглашаются.

Именно тарифы на пригородные пассажирские перевозки железнодорожным транспортом обсуждались во вторник, 16 марта, на совещании в комитете по транспорту и транспортной инфраструктуре Ленинградской области. Напомним, что с 1 января 2010 года стоимость поездки на электричках высчитывается исходя не из количества входящих в маршрут пассажира зон, а из одного километра, который в денежном эквиваленте равен 1,5 рубля. Помимо этого «СЗППК» с 1 января ввела еще одно новшество - «посадочную стоимость» в размере 30 рублей. То есть за первые 20 километров пассажир будет платить 30 рублей, даже если необходимая ему станция находится в пяти километрах. В связи с этим для тех, кто ездит на небольшие расстояния - как правило, из Петербурга в ближайшие населенные пункты Ленобласти - стоимость поездки увеличилась в разы.

По словам начальника отдела водного, железнодорожного и воздушного транспорта Павла Постовалова, в комитет с нового года поступило много жалоб на установленный с нового года «посадочный тариф». «Только под письмом из поселка Кузьмолово подписалось около 200 человек. Жалуются, в основном, жители районов, ближайших к Петербургу», - сообщил Постовалов. По данным комитета, материально от нового тарифа пострадали 3,5 % жителей Ленобласти.

Отметим, что «Северо-Западная пригородная пассажирская компания», являющаяся организатором перевозок на пригородных поездах в Ленобласти, устанавливает тариф совместно с региональным правительством. Есть также еще один немаловажный момент в этой истории: в декабре 2009 года Управление Федеральной антимонопольной службы по Ленобласти вынесла решение в споре между «СЗППК» и областным комитетом по транспорту. Причиной конфликта, напомним, стала отмена ряда электричек. Всего с 1 января 2009 года в регионе был отменен 61 поезд, а еще у 14 сократили периодичность рейсов.

В соответствии с постановлением областного УФАС, «Северо-Западная пригородная пассажирская компания» должна вернуть все отмененные электрички, однако для этого им требовался «заказ» от Ленобласти на необходимый объем перевозок и размер движения пригородных поездов. Впрочем, как выяснилось на сегодняшнем совещании, «СЗППК» обратилась в комитет по транспорту Ленобласти не только с просьбой предоставить такой документ: она к тому же предложила повысить существующий покилометровый тариф на проезд в электричках с 1 рубля 50 копеек до 2 рублей 42 копеек. Посадочная стоимость в размере 30 рублей при этом никуда не денется и не изменится...

В письме компании было указано, что в 2010 году они ожидают около 1 млрд. 600 млн. убытков. По словам первого зампреда областного комитета по транспорту Николая Янченко, при утверждении тарифа в размере 1,5 рубля компания заявляла о том, что выйдет на безубыточную экономику.

Данные, которые озвучил финансовый директор «СЗППК» Антон Оленцевич свидетельствуют о том, что за два первых месяца этого года компания уже понесла убытки в 598,2 млн рублей. Доходы компании в январе-феврале составили 503 млн. рублей, расходы - 1 млрд. 101 млн. рублей. Причиной такого спада доходной части компании Оленцевич называет изменение порядка оформления федеральных льготников. Так, по его словам, если раньше «РЖД» заключала договора на компенсацию Росздавом абонементных билетов для льготной категории граждан, то теперь госстурктуры компенсируют только разовые билеты на проезд льготников. В частности, «СЗППК» за первые два месяца получила 107 млн. рублей по компенсации федеральной льготы, тогда как за аналогичный период прошлого года эта сумма составляла 337,9 млн. рублей.

Впрочем, чиновники областного транспортного ведомства в связи с этим фактом предложение повысить тариф, тем не менее, не приняли. «Буквально несколько месяцев проработал новый тариф, мы получили шквал писем от жителей - и тут как удар в спину от компании-перевозчика - предложение о повышении тарифа! Вы надеетесь, что Ленобласть пойдет на это?!», - риторически, вобщем-то, вопросил Николай Янченко.

На это Антон Оленцевич заявил, что сейчас пригородные поезда ходят практически пустые. «Исходя из себестоимости поездки, при наполняемости поезда в 55 человек мы сможем установить тариф в один рубль. При сегодняшнем же размере движения и наполняемости поездов - тариф равен 2 рублям 42 копейкам», - пояснил финансовый директор компании. Исходя из его слов можно предположить, что сейчас наполняемость поездов значительно ниже, чем 55 человек. Впрочем, как отметил Оленцевич, самый низкий пассажирооборот на пригородных поездах как раз приходится с ноября по февраль. Любопытно, а какова наполняемость поездов в скоро стартующий "дачный" сезон и какой тариф будет иметь право на жизнь тогда?..

По итогам совещания Николай Янченко предложил «СЗППК» разрабатывать заказ на обслуживание пригородных перевозок (его необходимо сделать по решению УФАС) исходя из существующего тарифа - 1,5 рубля за километр. В срок до 18 марта предложение по объему перевозок будет направлено от комитета по транспорту в «СЗППК». «Соглашение по размеру движения мы будем разрабатывать по тарифу в 1,5 рубля, который приняли вместе с вами, и исходя из размера движения который мы вместе рассматривали в декабре прошлого года. Скорее всего, мы будем прорабатывать вопрос и о снижении тарифа - может быть, за счет увеличения стоимости километра, но при этом уменьшать посадочную стоимость», - заявил первый заместитель главы комитета по транспорту.

Кстати, от снижений тарифов не отказываются и сами перевозчики. «Мы считаем, что тариф адекватен. Да, у нас есть желание его снизить, в таком случае мы сможем увеличить пассажиропоток за счет низкой цены. Перевозчик заинтересован в понижении тарифа», - отметил Антон Оленцевич. «Сможем ли мы спрогнозировать увеличение пассажирооборота при уменьшении тарифа?», - поинтересовался Павел Постовалов. Однако на этот вопрос финансовый директор «СЗППК» однозначно ответить не смог: «Сегодня и завтра я таких прогнозов не дам. Для безубыточности, чтобы снизить тариф на 20%, нужно, чтобы и пассажиропоток увеличился на 20%. И к тому же, человек, которому не надо было раньше ездить на электричках, не придёт к нам».

Не обошлось на совещании и без наболевшего вопроса о компенсации убытков «СЗППК» из бюджета Ленобласти. «Субъект содержит автотранспортную инфраструктуру, мы же создаем инфраструктуру за счет пассажиров», - заявил представитель «СЗППК». «Объем перевозок нужно рассматривать не за счет населения», - отметил Николай Янченко. «За счет бюджета?..», - с улыбкой предложил Антон Оленцевич. Вопрос повис в воздухе под раздавшиеся иронические смешки...

Людмила Петрова, 47News