Сообщение прокуратуры о создании оперативных штабов в криминогенных и социально напряженных районах Ленинградской области вызвало живейшую реакцию общественности 47-го региона. Одни тут же поддержали активизацию работы столь серьезного контролирующего органа, других удивил выбор территорий – Выборгский и Всеволожский районы до сих пор не относились к числу социально неблагополучных. Чтобы экспертам и общественности не приходилось гадать на кофейной гуще, редакция 47News попросила прокурора Ленинградской области Сергея Литвиненко рассказать о том, что стоит за этой инициативой.

- Сергей Иванович, чем вызвано столь серьезное заявление прокуратуры о социальной напряженности в ряде районов Ленинградской области,  об открытии оперативных штабов. Действительно ли ситуация стала взрывоопасной, или дело в изменении стиля работы областной прокуратуры после прихода нового руководства?

- 2-х месячное пребывание на посту прокурора области убедили меня, что влияние прокуратуры на сложную социально-экономическую ситуацию в области до сих пор было недостаточно. Взять то же Пикалево. Несмотря на то внимание, которое было оказано городу федеральными и областными властями, жители продолжают выходить на митинги. Когда мы в целом проанализировали ситуацию и ответили себе на вопрос – почему так происходит, было принято решение создать в городе общественную приемную прокурора области. И если до вчерашнего дня у меня еще были сомнения в правильности столь серьезных шагов, то после моего участия в четверг в работе этой общественной приемной, все эти сомнения рассеялись. Нам очень много удалось сделать за один день. Мы встретились с руководителями муниципальных образований, профсоюзными лидерами, с руководством Пикалевского комплекса. Я дал им свои прямые телефоны. Могу сказать: реакция всех, с кем мне удалось пообщаться, на активизацию позиции прокуратуры, была однозначно положительная.

Понятно, что одной встречей дело не ограничится. Мною издан приказ, регулирующий работу нашего оперативного штаба в Пикалево – 2 раза в месяц там будут вести прием руководители прокуратуры области. Один раз в месяц я буду это делать лично. Мы будем всесторонне анализировать поступающую к нам информацию, и по итогам этой работы осуществлять экономическую и социальную координацию с другими ветвями власти, с населением, профсоюзами. Иными словами, я хочу лично убедиться, что прокуратура области ситуацию контролирует и никаких социальных волнений не будет.

- Означают ли такие решительные шаги прокуратуры, что, с вашей точки зрения, исполнительная власть с этой задачей не справляется?

- Я бы не стал так формулировать. Мы работаем в тесном взаимодействии с исполнительной властью. По договоренности с губернатором области в работе приемной вместе со мной участвовал и его заместитель – вице-губернатор Пасяда Николай Иванович. Мы будем координировать свои действия с руководством районных управлений внутренних дел, с районными властями, с местными судами.

- Почему выбор прокуратуры остановился именно на этих трех районах - Выборгском, Бокситогорском, Всеволожском. Считается, что в регионе есть и более горячие точки социальной напряженности.

- Во-первых, мы говорим о временных приемных. Когда мы убедимся, что ситуация под контролем и нашего каждодневного присутствия не требуется, мы будем делать акцент и на других районах области. Во-вторых, выбор именно этих трех районов продиктован их особым положением на карте области. Выборг – один из самых больших населенных пунктов. Крупный приграничный город. Здесь сосредоточена мощнейшая инфраструктура: морские порты, Балтийская трубопроводная система, Светогорский и Выборгский целлюлозно-бумажные комбинаты. Здесь вводится самое большое количество жилья. Огромные средства здесь выделяются на ремонт автомагистралей. Все это бюджетные деньги. И они требуют особого контроля. Кроме того, в районе далеко не самая лучшая криминогенная ситуация. Подчеркиваю, не криминальная, а именно криминогенная. То есть та, которая способна привести к усилению преступности. Все это обуславливает необходимость нашего более активного присутствия в Выборгском районе, работе с местным населением, контролем за исполнением законов.

Всеволожский район также на особом положении. Это зеленый пояс Санкт-Петербурга, его «легкие», здесь много дачных поселков, других мест массового отдыха граждан. Между тем, с экологией в районе далеко не все в порядке. Мы получаем много сигналов о нарушениях, связанных с прибрежной зоной многих водоемов, с грамотной эксплуатацией карьеров и свалок. В области работает такое крупное предприятие как «Форд Мотор компани», где не раз случались конфликты администрации и профсоюзов. Немало нарушений в районе, связанных с жилищными правами граждан. У меня, к примеру, есть информация, что только решительные действия прокуратуры в поселке имени Морозова позволили предотвратить серьезный социальный конфликт, связанный с угрозой отключения населения от водоснабжения.

Повторю: население должно иметь возможность напрямую разговаривать с работниками прокуратуры, у нас должен быть установлен прямой контакт с людьми. Важно «зажечь» в людях инициативу, убедить их более активно участвовать в общественной жизни. Что, к примеру, плохого, если удастся воссоздать народные дружины, найти иные механизмы привлечения населения к активному разрешению своих проблем? Ну, а нам, в свою очередь, нужна достоверная информация о происходящем.

- Беспокойство прокуратуры социальной напряженностью в названных районах, вызвало неоднозначную реакцию их руководства. У некоторых она такая – «мы в шоке». Их можно понять, «социальная напряженность» - это всегда очень серьезно для исполнительной власти. И обвинения в том, что они неспособны с ней справиться, воспринимается очень болезненно. Всем еще очень памятна ситуация в Пикалево годичной давности.

- Вот и хорошо, что в шоке. Это уже результат. Повторюсь, мы не намерены действовать отдельно от районной власти, напротив – будем активно взаимодействовать с ними, с областным аппаратом. Власти Пикалева после первого дня работы нашей приемной, были искренне рады нашему деятельному участию в жизни города.

Вообще, вся наша деятельность в этом направлении будет предельно открытой, мы будем сообщать прессе о планах наших мероприятий, результаты проверок будут вывешиваться на сайте прокуратуры, мы будем информировать население о механизмах устранения нарушений. Поймите, должна заработать система, в которой участвуют все ветви власти. Только тогда нам удастся и соблюдать законность, и контролировать правильность бюджетных расходов, и вовремя предотвращать социальные конфликты.

Беседовал Андрей Потапенко

47News

 

 «СОЦИАЛЬНОЙ НАПРЯЖЁННОСТИ В РАЙОНАХ НЕТ»

Редакция 47News обратилась к руководству районов, названных в числе наиболее криминогенных и социально напряженных, с просьбой поделиться своим мнением об инициативах прокуратуры. Обращаем внимание читателей, что если для главы администрации Бокситогорского района к моменту разговора с нашим корреспондентом многое прояснилось – он уже участвовал в работе общественной приемной прокуратуры в Пикалево, то главы Всеволожского и Выборгского районов были вынуждены в своих выводах опираться только на короткие сообщения информационных агентств.

Глава администрации Бокситогорского муниципального района Ленинградской области Сергей Мухин:

Мне кажется, есть несколько причин, по которым прокурор решил посетить наш район. Во-первых, недавно прошел митинг в Бокситогорске, и прокуратура обязана следить за подобными ситуациями. Литвиненко назначен на пост прокурора региона не так давно, он по роду службы должен ознакомиться с проблемами, возникающими в каждом уголке региона, и именно поэтому он сейчас совершает эти поездки.

К тому же, Бокситогорский район всегда считался одним из самых криминогенных районов Ленинградской области. Но в «лидеры по криминогенности» наш район вышел не сегодня и не сейчас.

Мне, как руководителю администрации, понятно беспокойство прокуратуры. Мы не скрываем, что у нас были проблемы, в частности, не так давно был проведен митинг жителей, Бокситогорска, которых волновало состояние ЖКХ. Именно это недовольство жителей и послужило поводом для приезда прокурора.

Мне кажется, что прокурор области сделал совершенно разумный шаг, посетив наш район. Также совершенно правильно, что в Пикалево была организована временная приемная областного прокурора, благодаря этому прокурор имеет возможность проводить прием жителей и работников нашего градообразующего предприятия. В ходе посещения прокурором Бокситогорске и Пикалево были обсуждены вопросы организации работы на градообразующих предприятиях. а также обсуждены напряженные вопросы, которые волнуют жителей района.

Мы не только с пониманием относимся к подобным посещениям, но выступаем за то, чтобы правоохранительные органы «занялись» Бокситогорским районом. В том, что за городом закрепилось клеймо неблагополучного и криминогенного района, есть отчасти и вина самих правоохранительных органов, потому что без их контроля изменить некоторые моменты в жизни области невозможно.

Тем не менее, информация об очагах социальной напряженности, которые есть на территории района, мне несколько непонятна. Да,у нас была сложная ситуация в Пикалево, и об этом знает вся страна, но это было год назад, сейчас многое поменялось. Даже тот митинг, который прошел совсем недавно — это рабочий момент в жизни района. К тому же, при всех трудностях, которые есть у района, ситуация в социальной сфере гораздо лучше, чем была несколько лет назад.

У нас есть некоторые проблемы, даже некоторая социальная напряженность, но она связана прежде всего с общей экономической ситуацией в стране.

Глава администрации Всеволожского муниципального района Ленинградской области Александр Соболенко:

У нас нет социальной напряженности в районе. Единственное, что могло стать поводом для приезда прокурора — это нечистоплотные действия некоторых чиновников, с которыми уже работает прокуратура.

Сообщение областной прокуратуры о создании оперативного штаба в нашем районе я связываю именно с этими фактом.

Но я не очень понимаю, как ситуация с возбужденными в отношении некоторых сотрудников администрации Токсово уголовными делами связана с общей социальной напряженностью в районе. На территории района не проводится никаких протестных акций, и у нас нет причин для их возникновения. Показатель безработицы в районе — один из самых низких в области, промышленность работает, летний отдых детей организован на достойном уровне. Ни одной нерешаемой проблемы в районе нет.

Моя реакция на эти заявления? Она может быть одна — я продолжаю работать в том режиме, в котором работал. Если кто-то считает, что я работаю неправильно или плохо — это его право так считать.

Глава муниципального образования «Выборгский район» Ленинградской области Геннадий Орлов:

Социальной напряженности в районе у нас нет. Вспомните, у нас в районе даже не проходили «традиционные» митинги для остальных районов по поводу увеличения тарифов на услуги ЖКХ. Потому что мы смогли организовать работу так, чтобы это повышение оказалось достаточно незаметным для жителей. Никаких митингов, баррикад, выступлений нет и не было. Поэтому заявление прокуратуры ввело администрацию района, мягко говоря, в шоковое состояние. Я обратился к нашему районному прокурору, он объяснил, что к нему тоже не поступало никакой информации о каких-либо очагах напряженности. Мне кажется, областному прокурору предоставили некорректную информацию.

Беседовала Юлия Гильмшина

47News