Обсуждение строительства железной дороги через поселок Лосево Приозерского района Ленинградской области может выйти на федеральный уровень. Такую возможность не исключают влиятельные аналитики и эксперты, которых подключили к своему протестному движению активисты инициативной группы «Лосево в опасности!». Уже собрано более 700 подписей под обращением к президенту, в котором главу страны просят провести независимую экспертизу и выбрать альтернативный вариант возведения магистрали. В противном случае железнодорожная ветка создаст угрозу для деятельности спортсменов, отдыха туристов, спокойной жизни местных жителей и существования бобров.

Перекрывать трассы и ложиться под бульдозеры борцы за сохранение лосевской рекреации не будут. Активисты на мерены работать в сугубо правовом поле: добиваться ответов (а не отписок) от властей по поводу целесообразности строительства грузовой железнодорожной ветки именно через Лосево. О необходимости проведения дополнительной независимой экспертизы и возможности вынести обсуждение проблемы на федеральный уровень участники движения «Лосево в опасности» говорили в пресс-клубе «Зеленая лампа». «Это не какая-то местечковая проблема, она касается всего Карельского перешейка в целом», - подчеркнула активистка инициативной группы Наталья Гладковская.

Она напомнила, что из четырех альтернативных вариантов организации скоростного движения был почему-то выбран самый, с точки зрения ряда экспертов, дорогостоящий и трудозатратный. Первые три предусматривали реконструкцию старых путей и возведение третьего на участках Парголово-Выборг, Выборг-Бусловская либо Парголово-Ушаково, Ушаково-Выборг. И только четвертый вариант включает в себя строительство новой двухпутной линии Лосево-Каменногорск. По замыслу, по этой ветке должны пойти грузовые поезда, которые повезут в морские порты нефть и уголь. Такой поворот событий очень не устраивает местных жителей, которые уверены, что транспортная магистраль уничтожит уникальную рекреационную зону в районе Лосево. В настоящее время здесь расположены десятки домов отдыха, турбаз, детских лагерей. Знаменитые Лосевские пороги стали традиционным местом фестиваля экстремальных видов спорта «Вуокса», который проводится с 1968 года.

С реализацией проекта все это может исчезнуть. По мнению представителя некоммерческого партнерства «Лосевские курорты» Любови Карамышевой, постоянный шум бесчисленных поездов отпугнет львиную долю туристов. Из-за подъездных путей новой железной дороги организаторы фестиваля «Вуокса» не уверены, что смогут обеспечить проведения мероприятия на должном уровне, в том числе и в сфере безопасности. «Основа фестиваля — это водная часть, - пояснил на пресс-конференции председатель фонда-организатора Алексей Озеров, - у нас есть опасения, что будут закрыты берега, таким образом мы лишаемся мест для стоянок, не сможем организовать места «Старта» и «Финиша», не будет возможности проехать пожарным машинам и каретам скорой помощи».

Но главной пострадавшей стороной от скоростной магистрали станут местные жители и дачники. «Нам уже сказали, что все решено, готовьте документы, - поделилась Наталья Гладковская, - компенсацию получат только те, у кого в порядке документы. А так по всем пройдут бульдозеры. Вот лично по мне (по участку — прим. ред.) пройдет бульдозер». О том, что среди садоводов есть блокадники и ветераны ВОВ, инициативная группа сообщила в своем обращении к президенту, правительству, Общественной палате и губернатору Ленобласти. «Реализация проекта крайне негативно повлияет на экологию во всём регионе, включая Санкт-Петербург. Строительство 3х мостов через Вуоксу, где проходит водосброс в Ладогу и далее в Неву, потенциально крайне опасно. Любая авария (80% предполагаемых перевозок нефтеналивные и угольные составы) грозит экологической катастрофой для прилегающей местности и для Санкт-Петербурга», - говорится в послании, под которым уже поставлено 730 подписей. Железнодорожная ветка нанесет урон и по обитателям местной фауны и флоры. «В протоке Вуоксы нерестятся лосось, сиг, эндемические породы рыб. В заказниках пока ещё водятся глухари, бобры, барсуки. Там же проходят миграционные пути лосей. Проектируемая ветка нарушает естественное положение 3х природных заказников («Сапёрное», «Низовское болото», «Озеро Мелководное»), блокирует естественные пути миграции животных», - беспокоятся активисты.

Как пояснила на пресс-конференции доцент кафедры экологии и безопасности жизнедеятельности Балтийского государственного технического университета «Военмех» Наталья Тюрина, специалистами их вуза была проведена независимая экспертиза, которая показала, что при строительстве не будут соблюдены предельно допустимые нормы по шуму и вибрации. Анализ был проведен на основе документов, представленных на общественные слушания, прошедшие в апреле этого года. Согласно заключению экспертов «Военмеха», при разработке проекта «занижены уровни акустической нагрузки», «не разработаны эффективные шумозащитные мероприятия», «не предусмотрены мероприятия по снижению вибрации», а также «не проведена оценка экологического риска при возникновении ЧС, не предусмотрены мероприятия по недопущению нарушения экосистем, пересекаемых проектируемым объектом, в результате ЧС». Как подчеркнула Тюрина, все вышеперечисленное «увеличивает риски нарушения здоровья местных жителей и существенно ухудшает качество жизни».

Единственный выход из сложившейся ситуации активисты видят в конструктивном диалоге с властью. Они уверены, что до нее можно и нужно достучаться. По словам депутата ЗакСа Ленобласти Тамары Киселевой, она готова обратиться в прокуратуру, если на запросы населения не будут получены четкие и аргументированные ответы. Свою позицию народная избранница объясняет тем, что сама родилась и выросла в Приозерском районе, поэтому «все, что происходит здесь, мне не безразлично». «Приозерский район — это жемчужина Карельского перешейка, - заявила она, - экономика должна развиваться, но не за счет экологической безопасности». По ее словам, прежде чем приступить к строительству, нужно еще раз взвесить все «за» и «против», просчитать плюсы и минусы и внимательно прислушаться к местному населению.

Свою лепту в этот вопрос (еще раз все обсудить) готов внести президент Северо-Западного отделения Центра социально-консервативной политики Игорь Шувалов. По его мнению, было бы целесообразным вынести вопрос на федеральный уровень - провести парламентские слушания в Госдуме на площадке комитета по природопользованию. Как заявил Шувалов, устойчивое развитие региона должно основываться на «трех китах»: экономика, социальные условия и экология. Причем третья составляющая далеко не самая последняя: пора наконец, определиться, что важнее — сиюминутная выгода или сохранение экологической зоны для потомков. Для того, чтобы чаша весов перевесила в нужную сторону необходимы изменения в законодательстве. В настоящее время это является приоритетным направлением в работе Центра.

Справка:

Работа по технической подготовке ж/д инфраструктуры к движению поездов со скоростью 200 км/ч между Россией и Финляндией началась в 2006 году. Трасса предусматривает разделение пассажирского и грузового направлений. Заказчиком строительства выступает Федеральное агентство железнодорожного транспорта. Источники инвестиций строительства скоростной трассы Санкт-Петербург - Хельсинки — ОАО "РЖД" (65%) и Инвестиционный фонд РФ (35%).Технико-экономическое обоснование (ТЭО) института "Ленгипротранс" рассмотрело четыре варианта решения вопроса. Однако заказчик выбрал последний, который пресусматривает реконструкцию под скоростную железнодорожной инфраструктуры линии Санкт-Петербург - Бусловская и строительство железной дороги Лосево - Каменногорск для выноса грузового движения на направлении Лосево - Каменногорск - Выборг. Ее протяженность составляет 65 километров, и представляет собой двухпутную электрифицированную железную дорогу, которая пройдет по территории двух районов Ленинградской области — Приозерскому и Выборгскому. Стоимость строительства оценивается более чем в 122 млрд. рублей, планируемый срок окончания - 2010-2011 год. По данным разработчиков "Ленгипротранс", суточная интенсивность движения поездов на участке от Санкт-Петербурга до Сосново удвоится и составит 214 поезда в сутки, составы будут ходить каждые 6-7 минут. Официально о начале строительство еще не было заявлено, однако местные жители утверждают, что работы уже ведутся, причем по ночам: за короткий промежуток времени уже появились насыпи, и началась вырубка лесов.

Юлия Никитина

47news

Ранее по теме: Ох, поедут не туда грузовые поезда...