Закон о предоставлении бесплатных участков под ИЖС в Ленинградской области практически не работает: в настоящее время предоставлено всего 1,5% от необходимого количества участков. Виной всему - дефицит участков с инженерными коммуникациями, а также непродуманность финансово-экономического обеспечения закона, считают в контрольно-счетной палате региона. Чтобы наладить ситуацию надо внести в законодательство изменения, полагают в КСП.

Бесплатные участки для индивидуального жилищного строительства в Ленинградской области раздаются. Но роздано их пока совсем немного: за весь 2009 и 1 квартал 2010 года жителям под ИЖС было предоставлено всего 175 участков общей площадью 17,66 Га. Все это - фактически капля в море, ведь в местные администрации было подано более 12 тысяч заявлений. То есть за указанный период выделено всего 1,5 % от того количества участков, на которые претендуют граждане. При этом подсчитано, что всего претендовать на участки могут примерно 21 тыс. жителей Ленобласти, просто заявление написали пока не все.

Отметим, что больше половины предоставленных участков - 96 - досталось жителям Кировского района Ленобласти. В остальных районах дела с раздачей бесплатной земли обстоит гораздо скромнее - их получить смогли в буквальном смысле единицы. Так, 26 участков получили жители Волховского района, 20 - Сланцевского, 14 - Выборгского, 10 Тосненского, 3 - Гатчинского, 3 - Кингисеппского, 2 - Волосовского, 1 - Тихвинского.

Как следует из отчета контрольно-счетной палаты Ленинградской области, в столь невысоких показателях виноват "неправильный" закон. КСП провела проверку хода реализации данного нормативно-правового акта и выяснила, что закон "О бесплатном предоставлении земельных участков в собственность для ИЖС на территории Ленобласти" является непродуманным и фактически не имеет под собой финансово-экономического обоснования.

Главной проблемой на сегодняшний день остается дефицит подготовленных земельных участков - то есть тех, на которых есть вся инженерная коммуникация (дороги, электро- и энерго сети). Откуда муниципальные образования должны брать деньги для обеспечения земельных участков всеми необходимыми (даже минимально) коммуникациями, областной закон никак не определяет. Как не прописывается в нем и то, откуда брать средства на постановку выделяемых земельных участков на кадастровый учет и на разработку схему территориального планирования.

Из всего перечисленного можно сделать вывод: муниципальные власти, возможно, просто не заинтересованы в реализации закона. Это где-то даже объяснимо: ведь доходы от продажи земельных участков составляют львиную долю от так называемых собственных доходов муниципальных образований. В отдельных случаях эта сумма может составлять около четверти всего бюджета МО. А если участки не продавать, а выдавать бесплатно, да еще заставлять муниципалитеты вкладываться в развитие инженерных коммуникаций, то логично предположить, что в этом случае местные власти будут тормозить реализацию этого закона. И тогда жителям Ленобласти ждать бесплатной земли придется долго.

Что делать в КСП знают: прежде всего обеспечить подготовку территорий инженерной инфраструктурой. А вот каков конкретный механизм реализации этого "обеспечения", в ведомстве, похоже, не предполагают.

Зато, по мнению аналитиков Палаты, путь решения проблемы можно искать и в другой плоскости - надо просто верно расставить приоритеты - уточнить, кому и в каком порядке давать землю. Напомним, в соответствии с законом, участки для ИЖС выделяются практически всем гражданам, постоянно проживающим на территории Ленинградской области не менее пяти лет, которым ранее земля безвозмездно не предоставлялась. В КСП предлагают, в первую очередь, давать бесплатные участки многодетным и молодым семьям, молодым специалистам АПК, бюджетникам, а также гражданам, у которых не хватает "метража" на той площади, где они сейчас проживают или тем, кто вынужден жить в помещениях, непригодных для проживания. А уж затем всем остальным.

Также, по мнению КСП, в решении проблемы сможет помочь и введение санкций для тех, кто отказывается от предложенного ему участка. А сами участки предоставлять строго там, где гражданин проживал на момент подачи заявления либо в ближайшем поселении. Такой предлагаемый подход представители Палаты объясняют прежде всего тем, что граждане часто отказываются от участков в отдаленных районах, надеясь, что в будущем смогут получить более дорогие по стоимости в соседних с Петербургом районах - и такое их поведение  тоже может быть причиной низкого темпа реализации закона.

Впрочем, подобного рода замечания к рассматриваемому закону у различных ведомств возникают не впервые. Из чего можно сделать вывод о его несовершенстве.

 

Юлия Гильмшина, 47News