Метеорологи не обманули - лето выдалось аномально жарким и пожароопасным. "Центр России в огне, около 400 очагов пожара", - передают федеральные СМИ, а президент объявляет чрезвычайную ситуацию в субъектах федерации, страдающих от буйства огня. Однако, Ленинградской области, как и всему северо-западу, плачевных последствий от пожаров пока удается избежать. Можно сказать, что леса Ленобласти пока что выдерживают проверку на огнеупорность.

По данным ГУ МЧС России по Ленобласти, в настоящее время в регионе зафиксирован один действующий пожар в Лодейнопольском районе на площади 3 гектара. А всего за период с 21 апреля 2010 года - с момента, когда в областных лесах произошло первое возгорание - по 2 августа в регионе ликвидировано 176 лесных пожаров. Общая площадь возгораний уменьшилась по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 35,84% и составила 196,79 гектара. И это при том, что перед началом лета-2010 областной комитет по природным ресурсам готовился, что называется, по полной: ожидалось, что на территориии Ленобласти будут бушевать пожары не менее чем 4-5 класса опасности. 

Но пока на страже спокойствия жителей Ленинградской области стоит сама природа. По словам директора Васкеловского лесопарка Василия Мясникова, после аномально холодной зимы и огромного количества выпавших осадков, трава достаточно высока для того, чтобы являться своеобразным щитом от пожаров. К тому же, по общей оценке специалистов, в лесах Ленобласти достаточно небольшое количество отдыхающих - а, как известно, именно  человеческий фактор является основной причиной лесных "огненных" ЧП.

"Экологической катастрофы в области удается избежать совершенно случайно", - утверждают представители экологических организаций. И добавляют, что в случае наличия очагов возгорания на территории 47 региона, ни техники, ни людских ресурсов не хватит для того, чтобы ликвидировать последствия.

Экологи считают, что ущерб нанесенный территориям центральной России в результате нарушения правил обращения с огнем вкупе с жарой и сухостью, тем не менее, мог бы быть гораздо меньше. Да и у жителей Ленобласти было бы меньше опасений за свои леса - если бы в 2007 году не был принят Лесной кодекс.

"Леса горели всегда", - отмечает руководитель природоохранных проектов "Зеленой волны" Анастасия Филиппова. Но Лесной кодекс, по ее словам, привел к такой реорганизации лесного комплекса страны, что противостоять пожарам теперь некому и не на что. До принятия Лесного кодекса в России действовала централизованная система лесоохраны, а с выходом нового лесного законодательства функции лесоохраны были полностью переданы субъектам. "Ответственность за тушение лесных пожаров отныне возложена на лесничество. Но у лесничества нет ни людей, ни техники, чтобы осуществлять эту деятельность", - пояснил корреспонденту 47News директор Лисинского лесхоза Василий Гедьо.

Получается, что лесная охрана как институт была полностью ликвидирована. Соответственно, леса охранять просто физически некому - из-за массового сокращения работников лесного хозяйства после принятия кодекса. Конечно, оставшиеся представители лесных служб (лесники, работники хозяйственных учреждений) все, что могут - делают. Но этих сил явно недостаточно. МЧС же, по словам Гедьо, сможет прийти на помощь только в тех случаях, когда возникнет реальная угроза распространения огня ближайшим населенным пунктам. В итоге, на ликвидации пожаров работают как правило добровольцы.

"Работать должны специалисты", - справедливо замечает Гедьо. По его словам, в случае пожара власти готовы даже финансово поощрять тех, кто согласится сменить свою профессию на профессию пожарного. "В день им будут платить по 300 рублей. Конечно, смешно за такие деньги подвергать себя и свою жизнь опасности. Ну и, естественно, что система пожаротушения держится за счет добровольцев", - говорит он. В итоге, начинающиеся лесные пожары своевременно обнаруживать и тушить просто некому.

Существует и другая проблема: обеспечивать тушение пожаров на арендуемых площадях должны арендаторы. Но тушить их должны они не сами, а специально приглашенные ими структуры. Во многих же регионах этих структур просто нет, - говорят эксперты. В случае возникновения пожара, затраты арендаторов на его тушение  можно вернуть в виде компенсации из федерального бюджета. «Но для этого надо оформить миллионы бумажек», - поясняет Гедьо.

Отметим, что общая площадь земель лесного фонда в Ленобласти составляет 5 млн. 675,2 тысячи гектар, в аренде находятся 84% из них, на 74% из числа арендованных земель ведется заготовка древесины.

А еще в России уже давно практически отсутствует централизованная система авиалесоохраны. Такая техника, по словам Гедьо, есть только на территории тайги, в остальных же регионах практически отсутствует.

Все перечисленные проблемы наблюдаются и в 47 регионе. В Ленобласти сегодня существует всего 18 лесничеств, в каждом из которых работает от 8 до 20 человек. "В случае чрезвычайной ситуации этих сил просто не хватит. Особенно с учетом того, что, к примеру,. площадь лесничества в Приозерском районе составляет 346 тысяч гектар, а работает там около 20 человек", - говорит директор центра экспертиз "Эком" Александр Карпов.

Ситуация с профилактикой лесных пожаров в области, по оценкам экспертов, тоже оставляет желать лучшего. И это несмотря на то, что около 80% территорий лесфонда охвачено видеонаблюдением с вышек. По словам Васлия Гедьо, в области все еще не хватает служб, которые подготавливали бы водоемы к возможным пожарам и расчищали подъезды для техники. "Пожар легче потушить на той стадии, пока он имеет небольшую локализацию, чтобы не допустить его дальнейшего распространения. Но силами, которые есть у региона,даже о профилактике лесных пожаров говорить сложно", - заметил он.

По мнению Анастасии Филипповой, не станут панацеей от пожаров и действия добровольных дружинников - ведь работают они в основном в населенных пунктах,а за лесами Ленобласти "следит" только одна организация - "Общество добровольных лесных пожарных".

До развала Советского союза в тушении лесных пожаров помогал авиатранспорт - специальный самолет АН-2. Сейчас же власти мечтают о том, чтобы в регионе появилась чудо-техника - беспилотный летательный аппарат, который позволил бы проводить мониторинг лесных пожаров и незаконных вырубок леса в регионе. Но летательный аппарат над просторами Ленобласти пока так и не появился...

Впрочем, на территории региона сейчас размещены 93 пожарно-химические станции, в работе на которых занято более 800 человек. По всей видимости, именно на плечи этих работников и ляжет основная нагрузка по тушению лесных пожаров. Впрочем, большинство респондентов при разговоре с корреспондентом 47News повторяли одну и ту же фразу: "Только не сглазьте".

К слову, ученые давно придумали способ, как если не избежать, то хотя бы минимизировать последствия пожаров. Как рассказал корреспонденту 47News Василий Гедьо, после чернобыльской трагедии руководство страны поручило разработать специальный "противопожарный" порошок, который бы позволил при опрыскивании им деревьев создать защитный слой - и деревья бы просто не загорались. "Мы обращались в Рослесхоз, нам ответили, что денег на дальнейшие исследования выделить не могут", - подытожил он.

 

Людмила Петрова, Юлия Гильмшина, 47News