Для того, чтобы выучить или "подтянуть" знания по школьным предметам, совсем необязательно ходить в школу и покупать массу дополнительных учебников, а для подготовки к ЕГЭ не нужно нанимать репетиторов. Образование в Ленинградской области становится все более удобным - благодаря возможности получать его дистанционно, через Интернет. Если всего несколько лет назад эта услуга казалась диковинной, то сейчас ею пользуются более 5 тысяч школьников ежегодно. Правда, оценки, полученные в сети, пока использовать никак нельзя. О том, можно ли получить аттестат, не выходя из дома и есть ли будущее у дистанционного образования, мы побеседовали с председателем комитета общего и профессионального образования Ленобласти Сергеем Тарасовым.

- Сергей Валентинович, получение так называемого дистанционного образования - через Интернет развито во всем мире. Насколько оно популярно в Ленинградской области?

- Конечно, возможность получения образования дистанционно есть и у школьников Ленинградской области. С 2006 года на сервере ЛГУ имени А. С. Пушкина установлена программа "веб-сити", которая позволяет выкладывать различные дистанционные образовательные курсы в сети интернет, а школьникам - знакомиться с ними с помощью компьютера. Около 5 тысяч школьников ежегодно выбирают дистанционную форму обучения. На данный момент таких курсов у нас 251, из них 98 - так называемые элективные, то есть дополнительные. Это курсы по выбору, которые идут в рамках учебного плана школьника, но рассчитаны на углубленное изучение предмета. К примеру, если есть курс "биология", то элективный курс - "занимательная биология" или "мир вокруг нас". В его рамках ребенок получает не только общие знания, которые ему дают в школе, но и дополнительные. Также есть 12 курсов для подготовки к ЕГЭ. По времени курс дистанционный равен аналогичному школьному курсу.

- Кто ведет обучение этим курсам?

- Сами курсы включают в себя теоретический материал, практические задания, тренажеры в интерактивной форме, ссылки на материалы, размещенные в сети Интернет и электронные учебники. Обучение же ведет тьютор - преподаватель, который ведет занятия дистанционно. Но обучение происходит не в форме урока, а в форме диалога: ученик задает конкретному тьютору вопросы через чат или Skype и получает ответ.

- То есть, если я, к примеру, не понимаю физику, то могу выбрать этот предмет в Интернете и заниматься дома, общаясь дополнительно с преподавателем в сети?

- Да. Более того, никто не будет препятствовать, если вы будете изучать материал прежних лет. К примеру, вы учитесь в 9 классе и понимаете, что в 6 классе у вас пробелы в образовании по конкретному предмету. Вы можете зарегистрироваться на прохождение курса за 6 класс, пройти его и восполнить все свои пробелы в знаниях. К тому же, одним из плюсов дистанционного обучения является и моральный фактор: если у ребенка не ладятся отношения с конкретным учителем и нет возможности перейти к другому, то за счет обучения по данной программе он может решить эту проблему.

- Может ли дистанционное образование стать альтернативой обычной форме получения образования в отдаленных уголках Ленинградской области?

- Нет, и об этом говорят во всем мире - дистанционное образование может являться лишь дополнением к очному. Во-первых, в школьном возрасте ребенку особенно нужен контакт с преподавателем при обучении. Именно в школе у ребенка закладываются личностные коммуникативные навыки. К тому же передача информации при личностном контакте более значительна, чем при любом дистанционном.

Во-вторых, дистанционное образование юридически является лишь дополнительной услугой. У школьника нет оснований для того, чтобы подтвердить свои знания документами, виртуальная оценка, пусть даже ребенок прошел полностью курс обучения, не является легитимной. Ему в школу все равно придется ходить, оценка за полученные в дистанционном курсе знания может не равняться той, что получается в школе - ее можно использовать и учитывать лишь в портфолио ученика. Знания у школьника все равно остаются, а это самое важное, на что рассчитана программа.

Ну и в-третьих, нагрузка при таком виде обучения гораздо серьезнее, чем при обычном. Опыт показывает, что обучаться дистанционно более чем двум предметам ребенку сложно. Причем берут школьники в основном те предметы, которые хотели бы развить, а не те, которые хотели бы "подтянуть". К сожалению, у детей нет такого уровня сознательности, чтобы брать те предметы, которые им даются с большим трудом - выбирают они, как правило, так называемую, "ситуацию успеха" - хотят добиться лучших показателей в том, что и так им дается хорошо.

- Но все же, дистанционное образование может помочь в укреплении кадров в отдаленных уголках Ленинградской области?

- Естественно, что чем более технически развито село, тем больше желающих будет там работать. Но говорить о вытеснении обычного способа получения знаний за счет дистанционного образования было бы неправильно

- Что нужно сделать для того, чтобы начать обучение по программе дистанционного образования?

- Для этого ученик должен сам или вместе с родителями обратиться к завучу школы, в которой учится. Завуч расскажет, на какие именно курсы может записаться школьник. Как правило, ограничений по предметам и по их количеству нет, но есть ограничение по возрасту: в программе могут принять участие учащиеся 5-11 классов. Ученик пишет заявление на обучение по выбранным предметам, а школа его регистрирует в специальной программе, выдает пароль для доступа к ней. Затем наступает собственно само обучение. Школьники учатся так как им удобно - с домашнего или школьного компьютера, в выходной день или по вечерам. Задания он может выполнять в течение одного дня или, наоборот, растянуть по времени.

- Есть ли программы по получению дистанционного образования инвалидами в Ленинградской области? В чем они заключаются?

- Сейчас в Ленинградской области обучаются 156 детей-инвалидов. Дети получают бесплатно комплекты оборудования - в соответствии с диагнозом и ступенью обучения. Комплекты включают в себя современную технику с новейшим периферийным оборудованием и программным обеспечением. Кроме компьютера, ребенок получает принтер, сканер, веб-камеру, фотоаппарат, микроскоп и т.д. Каждый комплект адаптирован под заболевание ребенка: например, если проблемы опорно-двигательного аппарата - то предусмотрены специальные клавиши на клавиатуре. Стоимость одного комплекта от 160 до 200 тыс. рублей. Также техника поставлена и 41 педагогам-тьютерам.

- Для того, чтобы школьники имели возможность получать пусть и дополнительное, дистанционное образование, им необходим Интернет. Не мешает ли, в этом, прямо скажем, низкое развитие Интернет-технологий в Ленинградской области?

- Нет, мы не считаем, что развитие Интернет-технологий в Ленинградской области находится на низком уровне, ведь сейчас повсеместно идет усовершенствование связи. Мы проводим мониторинг наличия компьютеров и Интернета дома у детей. По его результатам ясно, что около 70% учеников областных школ имеют домашний компьютер и выход в Интернет. Если так получилось, что у ребенка нет возможности выходить в интернет из дома, то он может это сделать из компьютерного класса - они у нас открыты, как правило, до позднего вечера. Но здесь возникает другая проблема: обучение самих учителей тому, чтобы они, в свою очередь, научили школьников работать в Интернете. Насколько бы современные дети не были в техническом плане развиты, им нельзя отдавать на откуп все взрослые проблемы, некоторые из них ребенку могут быть непонятны.

- Складывается такой впечатление, что дистанционное образование вполне может заменить репетиторство, вокруг которого идут нешуточные споры как среди родителей школьников, так и среди самих учителей?

- Можно сказать и так. Конечно, наличие дистанционного обучения не ликвидирует полностью репетиторство, но поможет его сократить в определенной степени. Зачем платить репетитору большие деньги, если ребенок может и так получать знания от лучших учителей региона? И родителям это практически ничего не стоит, надо только провести в дом Интернет.

Кстати, надо сказать, что сами учителя стараются не отставать от учеников: создают собственные сайты, на которых вывешивают домашние задания, комментарии к ним, отвечают на вопросы...

- Как времена-то меняются!

- Да, еще года 3 назад эта форма взаимодействия учителей и учеников только начиналась, а сейчас - неотъемлемый элемент работы учителей.

 

Беседовала Юлия Гильмшина, 47News

фото с shkolazhizni.ru/