Северо-Западная пригородная пассажирская компания заявила о том, что увеличивает тарифы на перевозки. Вырастут они более чем в два раза. Для того же, чтобы для населения тариф остался на прежнем уровне, правительству Ленинградской области предлагается выделить из бюджета региона почти 2 млрд. рублей. "Этому не бывать" - заявили депутаты областного ЗакСа и решили просить софинансирования у федерального правительства. Пока обращение уходит по адресу, руководство региона рассуждает - а нужен ли железнодорожный транспорт в регионе как вид? Ведь, по мнению депутатов, им уже давно почти никто не пользуется.

"НЕ НАДО ПЕРЕВАЛИВАТЬ"

Единственный в регионе пригородный железнодорожный перевозчик - ОАО "Северо-Западная пригородная пассажирская компания" - представил экономическое обоснование тарифа на 2011 год в размере 3,8 рублей за километр на одного человека (в 2010 году этот тариф составлял 1,5 рубля). По подсчетам профильных комитетов Ленобласти, для того, чтобы для населения тариф остался на прежнем уровне, из бюджета региона необходимо выделить 1,7 миллиарда рублей - что, к слову, в 9 раз превышает расходы на железнодорожный транспорт в текущем году.

Такая ситуация чрезвычайно возмутила депутатов Законодательного собрания 47 региона. И на внеочередном заседании в среду, 20 октября, они приняли текст обращения к правительству РФ с просьбой софинансировать перевозки пассажиров железнодорожным транспортом пригородного сообщения на территории Ленобласти из федерального бюджета. 

Корреспонденту 47News удалось ознакомиться с текстом этого документа. Из него следует, что, по мнению депутатов, убытки "СЗ ППК" связаны прежде всего с тем, что Минздравсоцразвития изменил условия проезда на железнодорожном транспорте пригородного сообщения для федеральных льготников. Ранее им предоставлялось право приобретать по льготной цене абонементы на месяц, а теперь возмещается стоимость только фактически совершенных поездок. Но эти убытки, по мнению законодателей, возникают не по вине региональной администрации и, следовательно, Ленобласть не обязана нести ответственность за отрицательные финансовые результаты его работы.

"Нельзя переваливать интересы железнодорожной компании на того, кто не имеет никакого отношения к пригородному движению", - пояснил корреспонденту 47News депутат ЗАКСа Ленобласти Анатолий Зайцев (министр путей сообщения Российской Федерации в 1996 - 1997 годах - прим.ред.).

Согласны с Зайцевым и его коллеги. "В ходе рассмотрения вопроса подтвердилась информация о намерении "СЗ ППК" истребовать из бюджета Лениградской области выпадающие доходы. И это несмотря на то, что правительством Ленобласти были представлены тарифы на перевозку, и убытков не должно было бы быть. На 2011 год также заявляется сумма выпадающих доходов в размере 1,7 млрд. рублей - что в 9 раз больше, чем Ленобласть из своего бюджета выделяет на компенсацию льготных категорий пассажиров", - заявил сегодня депутат Игорь Бойченко ("Единая Россия").

ЭЛЕКТРИЧКИ "НЕ В МОДЕ"

По мнению депутатов региона, жители Ленинградской области практически не пользуются услугами железнодорожного транспорта. Так, на электричках, по их данным, ездит не более 10% областного населения. Треть же жителей Ленобласти - те, кто проживают в сельской местности и в отдаленных от центра региона районах (Бокситогорский, Волосовский, Кингисеппский, Лодейнопольский, Подпорожский и Сланцевский) данным видом транспорта вообще не пользуются...

К тому же, говорится в обращении, железнодорожный транспорт стал довольно дорогим и неудобным, электрички часто отменяются, а тарифы на пригородном железнодорожном транспорте в среднем на 5-20% выше, чем на автомобильном.

"Непонятно, за что мы должны платить, ведь услуга эта не слишком популярна. В регионе большое количество автотранспорта, автомобилей, в некоторых районах люди вообще не ездят на электричках, потому что железнодорожные пути там не проходят", - безапелляционно заявил журналистам спикер областного ЗакСа Иван Хабаров.

ПРИОРИТЕТ - АВТОТРАНСПОРТУ

В результате, на плечи автомобильных перевозчиков легло около 70% пассажирских перевозок в регионе. Протяженность же сети автомобильных дорог в Ленобласти в 4,5 раза превышает протяженность железнодорожных линий и составляет 11 тысяч км. В Ленобласти функционирует 888 маршрутов автобусов, перевозками занимаются 59 автопредприятий, которые работают без бюджетных дотаций. Причем, благодаря конкуренции, перевозчики оперативно гибко реагируют на изменение потребностей пассажиров и создают более комфортные условия, считают областные парламентарии.

"В сложившихся условиях правительство области отдает приоритет развитию автомобильных пассажирских перевозок, которые являются мене затратными для регионального бюджета. Так, например, на сумму 1,67 млрд. рублей, запрашиваемую СЗППК из бюджета Ленобласти, возможно приобрести более 500 новых автобусов, что позволит кардинально решить проблему транспортного обслуживания населения на долгие годы", - говорится в обращении депутатов к федеральному правительству.

Напомним, о том, что автотранспорт для руководства региона кажется более приоритетным, чем пригородный железнодорожный, неоднократно заявлял и глава региона Валерий Сердюков. "Доехать до Луги или до Приозерска от Санкт-Петербурга на электричке стало дороже, чем на комфортабельном автобусе. Когда такое вообще было? Всегда электрички были дешевле, чем остальные виды транспорта", - возмущался он на одном из совещаний. По словам губернатора, железнодорожный транспорт нынче не в моде - все, у кого есть возможность, давно пересели на машины. Тем более что сейчас на территории Ленинградской области в сотни раз возросло количество автовладельцев по сравнению с советскими временами - машина есть у каждого третьего жителя 47 региона.

СПАСЕТ КРЕАТИВ

Впрочем, способ, с помощью которого можно изменить ситуацию и помочь "СЗ ППК" продолжить работать, депутаты нашли. По мнению парламентариев, проблемы компании-перевозчика связаны прежде всего с тем, что на территории региона реализуются дорогостоящие федеральные проекты, а тариф на использование инфраструктуры железнодорожного транспорта самый высокий в России. По мнению депутатов, если исключить из себестоимости пассажирских перевозок затраты на использование этой инфраструктуры, то тариф можно будет существенно снизить. А это, в свою очередь, позволит "СЗ ППК" конкурировать с автомобильным транспортом. Источником же покрытия возникающих у РЖД расходов, должен являться федеральный бюджет.

Кроме того, по мнению депутатов, "СЗ ППК" вполне могла бы оптимизировать свои затраты, если бы более рационализаторски подходила к составлению графика движения поездов -  сокращала бы их количество в часы и сезоны, в которые граждане мало пользуются этим видом транспорта.

Также, по мнению законодателей, компании стоит больше вниманию уделять сбору оплаты за  проезд, а также получать прибыль от сопутствующих видов деятельности. "Все мы знаем, что в электричках ездят слишком много зайцев, которые платят кондуктору в карман, а РЖД ничего с этого не получает. Почему бы компании не заняться оптимизацией своей работы - к примеру, пускать электрички реже в то время, когда они и так не пользуются популярностью?", - отметил Бойченко.

Но для того, чтобы вводить эти новые подходы к организации перевозок, нужна хотя бы некая концепция развития компании, которой, по мнению депутатов, у СЗ ППК нет.

ТАК У ВСЕХ

Как пояснила корреспонденту 47News пресс-секретарь ОАО "СЗППК" Юлия Войтович, пока обращение депутатов в компанию не поступало, поэтому прокомментировать это обращение руководство сейчас не может. "Пригородные перевозки убыточные в всем мире, но субъект все равно должен участвовать в организации пригородной пассажирской компании и непосредственно делать заказ, как это делается на перевозки автотранспортом. Так и происходит в других регионах", - отметила она.

Напомним, оплачивать выпадающие доходы компаний-перевозчиков региональные власти обязывает федеральный закон. "Северо-Западная пригородная пассажирская компания" неоднократно высказывала претензии по поводу того, что администрация Ленобласти не заключает с компанией договор о транспортном обслуживании, как того требует закон, и, следовательно, не компенсирует ей расходы на перевозку пассажиров. По словам генерального директора ОАО "СЗ ППК" Константина Воронцова, за 2009 год так называемые выпадающие доходы компании - то есть те, которые не были компенсированы ей из бюджета - составили 354 млн. рублей, а за 1 квартал 2010 года - 523,7 млн. рублей.

Решением проблемы может стать принятие госзаказа - определение правительством области, за перевозку какого именно количества пассажиров регион готов платить из бюджета.

Стоит напомнить и о том, что из-за недопонимания между правительством и компанией-перевозчиком уже страдали простые жители: из-за отсутствия компенсации расходов из бюджета Ленобласти ОАО "СЗ ППК" отменяло в 47 регионе ряд пригородных поездов на Выборгском, Волховстроевском, Подпорожском, Сланцевском, Сосновоборском, Тосненском и Тихвинском направлениях. В декабре 2009 года областная УФАС вынесла решение: выдать перевозчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушения в срок до 1 марта 2010 года. Однако "СЗ ППК" решила обжаловать решение антимонопольной службы и с соответствующим заявлением обратилась в Арбитражный суд. 2 июня арбитражный суд вынес вердикт о признании недействительным решения и предписания антимонопольной службы.

Юлия Гильмшина, 47News

Справка: ОАО "Северо-Западная пригородная пассажирская компания" осуществляет перевозки пассажиров ж/д транспортом в пригородном сообщении на территории Ленобласти. Ее учредителем являются ОАО "РЖД" (74% уставного капитала) и правительство Санкт-Петербурга (26% уставного капитала). В то время, когда компания "СЗППК" создавалась (2004 год), она не была наделена всем необходимым имуществом подвижным составом, вагонным депо, вокзалами, павильонами, платформами, кассовым оборудованием. В итоге, в структуре себестоимости перевозок доля затрат на услуги сторонних организаций составляет 90%, остальные 10% - ФЗП и социальные отчисления. При чем, 84% из себестоимости перевозок уходит на оплату услуг ОАО "РЖД". Государство регулирует только 46% - это тарифы на использование инфраструктуры жд транспорта общего пользования. Остальные 38% - арендная плата за оборудование и подвижной состав.