Уже совсем скоро, 12 декабря 2010 года, начнет свои регулярные рейсы высокоскоростной поезд «Аллегро», который будет курсировать между Петербургом и Хельсинки. Специалисты в связи с этим вспоминают опыт внедрения «Сапсана», а также связанные с ним неудобства: ремонт путей, отмены электричек, не обошлось и без трагических происшествий - под колеса летящего как стрела поезда попали несколько человек. Между тем, меры безопасности, разработанные РЖД в связи с пуском "Аллегро", назвать достаточными можно едва ли: запуск поезда уже не за горами, а нужного количества переездов, пешеходных мостов, путепроводов пока не наблюдается.

 

 

БЫСТРО И НЕДОРОГО

Чуть больше двух недель осталось до того момента, как по железной дороге между Санкт-Петербургом и Хельсинки начнет курсировать высокоскоростной поезд «Аллегро». Часть его пути будет пролегать и по территории Ленинградской области — он будет идти по линии Петербург-Бусловская. Те, кто по необходимости или по доброй воле посещают Финляндию весьма часто, вероятно, ждут запуска "Аллегро" с нетерпением - ведь скорость движения поезда составит около 200 км/ч, что позволит существенно сократить время в пути - с нынешних 6 часов 18 минут до чуть более трех с половиной часов. Процедура же прохождения границы будет проводиться прямо в поезде. Это довольно существенный факт, учитывая, что поезда, которые курсируют между Петербургом и Финляндией сейчас - «Репин» и «Сибелиус» - простаивают на границе около часа.

Да и цена на билеты, в принципе, может показаться не слишком высокой: 134 евро за 1 класс, и 84 евро - за 2. Сообщается, что на первом этапе ежедневно будут курсировать два оборотных рейса: из Хельсинки в Петербург «Allegro» будет отправляться примерно в 10 и 15 часов, из Петербурга в Хельсинки – примерно в 6.40 и 15.25. Поезда будут следовать с остановками на станциях Выборг, Вайниккала, Коувола, Лахти, Тиккурила и Пасила.

«Это новое поколение поездов, итальянская разработка. Мы должны двигаться вперед, тем более что у нас имеется положительный опыт работы высокоскоростного поезда «Сапсан», - считает замначальника УТ МВД РФ по Северо-Западному федеральному округу начальник милиции общественной безопасности Евгений Стасишин.


ПРОНОСИТСЯ БЕСШУМНО

Опыт работы «Сапсана» действительно имеется. Причем, во многом его можно назвать плачевным. «Сапсан» давно стал нашей головной болью», - честно признался корреспонденту 47News чуть позже Стасишин. Не слишком понравился запуск поезда, к примеру, жителям Тверской области, по которой проходит путь его следования. «Так получилось, что в связи с введением «Сапсана» многие жители Тверской области, которые большей частью трудятся в Москве, потеряли свою работу. Были отменены некоторые электрички из Твери до Москвы, и проблема эта стояла довольно остро. Тем более, что протест они выражали не самым миролюбивым способом: забрасывали камнями проходящие составы. Приходилось этот вопрос урегулировать»,- вспоминает он.
«Аллегро» удобств жителям области, а также дачникам из Петербурга, тоже пока не добавит. По словам Стасишина, при движении этого поезда - как и при движении «Сапсана» - на пути следования в Ленобласти будут закрываться железнодорожные переезды. «Это обусловлено правилами обеспечения безопасности при следовании скоростных поездов», - поясняет начальник криминальной милиции УТ МВД РФ по Северо-Западному федеральному округу Игорь Проскурин. «Переезды на перегонах будут закрываться за 5 минут до следования поезда «Аллегро», на станциях – за 10 минут», - уточняет и.о. начальника службы корпоративных коммуникаций ОЖД Светлана Минина.

Однако если факт задержки на переездах с трудом, но можно пережить, то опасения у многих наблюдателей вызывает вопрос транспортной безопасности - ведь зачастую ограждать граждан надо, прежде всего, от них самих. Не секрет, что в 2010 году «Сапсаном» было травмировано семь человек, шесть из них — смертельно. По мнению экспертов, опасной особенностью высокоскоростных поездов является то, что они ездят бесшумно, и зачастую люди, переходящие железнодорожные пути, просто не замечают приближающегося поезда. «Одна из самых больших проблем — дети, гуляющие вдоль железнодорожного полотна с плеерами. Случается, что их воздушными потоками просто затягивает под мчащийся с высокой скоростью состав»,- поясняет Евгений Стасишин. Этим вызваны и закономерные опасения жителей Ленобласти — не возникнет ли такого же кошмара при запуске «Аллегро»?


ЗАБОРЫ ЕСТЬ, ЭТОГО ХВАТИТ

Понятно, что многих удручающих последствий запуска высокоскоростного поезда можно избежать, если проработать все меры безопасности, которые включают в себя различные ограждения, переезды, пешеходные мостики через железнодорожные пути и путепроводы для автотранспорта. И отчасти эта работа выполнена. К примеру, по словам Светланы Мининой, вдоль всего пути следования «Аллегро» установлены специальные ограждения. Правда, как выяснилось, их высота — около двух метров и через эти заборы при желании может перемахнуть любой...

Для того, чтобы граждане знали о возможной опасности, на всем пути следования поезда устанавливаются таблички с предупреждением о том, что на данном участке курсируют скоростные поезда. Также на всех станциях и остановочных пунктах будет работать оповестительная световая и звуковая сигнализация — она начинает действовать за 10 минут до прохода поезда. Также построено два пешеходных моста - на станциях Гаврилово и Пригородная.

На этом, впрочем, список можно пока что закончить. Мы не можем сказать, что кроме перечисленных мер безопасности более ничего не предусмотрено. Но дело в том, что все остальное есть пока только в проекте.

«В настоящее время разрабатывается проект оснащения данного участка техническими средствами охраны, а в будущем году планируется начать его оснащение. Для обеспечения безопасности курсирования поездов на данном участке все переезды реконструируются и будут охраняемыми. По завершению планируемых мероприятий в 2012 году, на участке будет создана система, обеспечивающая постоянный видеоконтроль железнодорожных путей в режиме реального времени. На участке будет построено 8 опорных пунктов охраны и 1 районный ситуационно-технический центр в районе станции Выборг», - сообщили нам в пресс-службе компании ОЖД.

Также предусмотрено строительство 9 пешеходных мостов на станциях Левашово, Белоостров, Рощино, Каннельярви, Лужайка и остановочных пунктах Дибуны, Песочное, Солнечное, Горьковское.

На линии Санкт-Петербург – Бусловская Октябрьской магистрали расположены 30 переездов.

Вопрос о строительстве путепроводов в скором времени также не рассматривается.

"ВЫ ЖЕ НЕ СПЕЦИАЛИСТЫ"

Почему так получилось, что сначала идет запуск поезда, а уже потом будут создаваться соответствующие условия безопасности, руководители Октябрьской железной дороги ответить не могут. На прямой вопрос об этом замначальника, Октябрьского регионального центра безопасности Анатолий Казаков дал не менее прямой ответ: «Вы же не специалисты и не разбираетесь в этом вопросе. Сначала мы должны разработать проект, а затем строить».

Точных сроков, сколько времени займет разработка проекта и его реализация, названо не было. Пока же тем жителям Карельского перешейка, что живут неподалеку от железнодорожных путей, стоит, видимо, самим позаботиться о своей безопасности.


Юлия Гильмшина, 47News
фото: Валентин Илюшин