Риторика вокруг строительства грузовой двухпутной железной дороги Лосево-Каменногорск сменилась с уклончивой «может быть» на утвердительную «точно будет». Время запуска проекта стремительно приближается, и в дома жителей участков, которые попадут в зону строительства, уже стучатся оценщики. Между тем, местные жители паковать чемоданы не спешат и обещают бороться за свои права всеми законными способами.

НАДО ЗНАЧИТ НАДО

Самые часто употребляемые словосочетания, которые можно услышать от областных чиновников при разговоре о строительстве грузовой двухпутной железной дороги Лосево-Каменногорск — это «так нужно» и «все будет по закону». К примеру, о том, что решение о строительстве железной дороги принято и обратного пути нет (в прямом и переносном смыслах слова) заявил совсем недавно губернатор Ленинградской области Валерий Сердюков. Ко всему прочему, он добавил, что этот проект буквально жизненно необходим 47региону. «Нужно подвозить грузы к портам в Приморске и Высоцке. Если принято решение о строительстве скоростной дороги Петербург - Хельсинки, где не должно быть опасных грузов, что же теперь – остановить порты?», - задал риторический вопрос глава Ленобласти.

Областным чиновником рангом пониже ничего не остается в этой ситуации, кроме как объяснять, каким образом будет претворяться принятое решение в жизнь, а также уверять. Так, депутат областного ЗАКСа от Приозерского района Тамара Киселева пояснила корреспонденту 47News, что сейчас в правительстве Ленобласти полным ходом идет обсуждение того, каким образом минимизировать недовольство тех граждан, которых строительство грузовой дороги заденет непосредственно.

ОТКУПЯТСЯ

На повестке дня, по данным Киселевой, сейчас идет обсуждение выплат компенсаций гражданам, чьи дома из-за строительства железной дороги необходимо будет сносить. Точные данные о том, сколько таких «счастливчиков», пока нет — цифры варьируются от «официальных» 51 до «правозащитных» 400. Областные власти, пока что устами Тамары Киселевой, обещают одно: «Переселение жителей будет идти в рамках действующего законодательства, то есть люди получат компенсации за свои дома».

Как рассказала корреспонденту 47News член общественной инициативной группы поселка Лосево Антонина Удалова, уже сейчас ко многим жителям Лосево приходят представители компаний-оценщиков. «Документов на стройку никто не видел, но дома уже предлагают оценить», - жалуется она. По словам координатора экологической организации «Зеленая волна» Алексея Травина, документов этих пока и не может быть — проект успел пока пройти только госэкспертизу, и в данный момент заказчик ведет проектно-изыскательские работы, посему ни о каком строительстве речи быть не может. Эти данные 47News подтвердили и в компании-проектировщике, "НПО "ГеоМостПроект". "Проект уже прошел необходимую государственную экспертизу. Это первый этап, следующий — утверждение строительства. Это длительная процедура", - рассказал первый заместитель исполнительного директора ГеоМостПроект Андрей Жирнов.

Между тем, активистам экологических и правозащитных движений не ясно, на основании чего губернатор делает заявления о том, что строительство железной дороги – дело решенное. «Мы подали заявление в Генпрокуратуру России, в котором просим разобраться в ситуации, было ли получение госэкспертизы законным. Если выяснится, что получение этой экспертизы произошло с нарушением закона, то ни о каком дальнейшем ходе работ речи быть не может», - рассказал Травин. «Говорить можно сколько угодно, но официальных решений нам никто не предъявлял», - добавляет Удалова.

ЦЕНА ВОПРОСА

К слову, вопрос о переселении граждан совсем не проработан – нет детальной информации о суммах компенсации, о порядке ее предоставления. Так, по данным 47News, местным жителям будет предлагаться порядка 3 миллионов рублей за дом. «Сразу же возникает вопрос — кто будет компенсировать переселение тех жителей, у которых имущество находится в муниципальной собственности? Этого ответа пока нет, ведь известно, что компенсация коснется только тех, у кого дома находятся в собственности», - говорит Тамара Киселева. Вопрос, кстати, актуален, к примеру, для жителей одного шестиквартирного и одного двухквартирного дома в Ромашкинском сельском поселении, которые попадают под зону строительства.

Впрочем, даже при наличии решенного вопроса с суммой выплат, не факт, что многие согласятся на переезд. «Представьте, что такое Приозерский и Выборгский районы. Там земли уже давно не хватает, и местные власти не смогут предоставит людям равноценное жилье», - считает Алексей Травин. «Дело не только в компенсации, ведь многие люди на этих участков прожили целую жизнь, и естественно, что они не захотят покидать родные места. Почему власти так надеются, что мы продадимся?», - спрашивает Антонина Удалова.

СТРОЙТЕ, НО НЕ У НАС

По словам активистов инициативной группы, оспаривать сам факт существования грузовой железной дороги они не намеренны, вот только смущает один момент – почему необходимо нарушать уклад именно их, а не чьей-либо другой жизни? «На выбор было четыре проекта, почему необходимо было выбирать именно тот, который проходит через Лосево», - спрашивают они.

Напомним, перед началом проектных работ институт Ленгипротранс разработал четыре варианта направлений прохождения грузового движения: первый — по направлению Парголово - Выборг - Бусловская, второй — Сосново - Житково - Выборг, третий — Ушково - Выборг, четвертый — Лосево - Каменногорск. Федеральное агентство железнодорожного транспорта выбрало последний. Как пояснил корреспонденту 47News заместитель главного инженера компании-застройщика "Единая группа заказчика" Виктор Демин, вариант выигрывает по сравнению с другими за счет минимального расстояния. Как пояснил нашим коллегам заместитель генерального директора ОАО «Ленгипротранс» Алексей Конюхов, строительство линии на участке Лосево-Каменногорск – самый короткий по протяженности (64 км). Кроме того, одним из самых важных факторов при его выборе стала возможность организации грузового движения в обход Выборга. Во втором варианте, на линии Сосново-Житково, для того, чтобы миновать Выборг, пришлось бы делать крупную путеводную развязку в районе Лазоревки – из-за этого реализация проекта стала бы на 3-4 миллиарда дороже. Алексей Конюхов также отметил, что все варианты несколько раз рассматривались на градостроительном совете в комитете по архитектуре и градостроительству области, и четвертый был признан более целесообразным.

«Складывается такое впечатление, что при выборе варианта было так: ткнулись сюда – сопротивление местных властей и жителей, ткнулись во второй вариант – тоже самое. И только когда до четвертого варианта дошли, решили, что больше спрашивать и слушать никого не будут», - рассуждает Травин.

НАДО РАЗГОВАРИВАТЬ

Впрочем, по мнению ряда наблюдателей, при начале работ властями была допущена одна серьезная ошибка – они всеми правдами и неправдами умалчивали о ходе работ по строительству этой грузовой железной дороги. «Ни одного документа без боя достать нельзя, мы пишем запросы, на которые нам отвечают месяцами», - говорит Алексей Травин. Вторит ему и депутат Киселева: «Складывается впечатление, что проекта целиком так никто и не видел, рассматривался он какими-то частями и урывками», - признается она. По ее заверениям, областные власти намеренны исправить эту ошибку в ближайшее время и начать работу в этом направлении - рассказывать людям о важности проекта. «Этот объект будет построен, ведь была построена, несмотря на ряд возмущения жителей, кольцевая автодорога, идет олимпийская стройка в Сочи», - поделилась размышлениями Киселева.

Говорить с властью пытались и сами активисты инициативной группы. Напомним, жители области, дома которых стоят на территории будущей двухпутной дороги Лосево - Каменногорск, обращались к президенту и премьер-министру с просьбой запретить строительство. По их словам, ответов на обращение не последовало. Также активисты устраивали митинг против строительства железной дороги. Одной из последних акций стало обращение к президенту Финляндии Тарье Халонен с просьбой вынести обсуждение строительства железной дороги на межправительственный уровень. Ответа, как честно признаются активисты, они вовсе не ждут, главное для них – внимание СМИ. На вопрос, что будете делать дальше, они отвечают – «будем бороться всеми средствами». И продолжают: «Писать письма, устраивать митинги, снова писать письма».

Как пояснили источники 47News в правительстве Ленобласти, сомневаться в том, что проект будет осуществлён, уже не стоит. «Складывается ощущение, что проект запущен полным ходом», - рассказал один из собеседников.

«Работы над проектом ведутся уже несколько лет, а до сих пор власти с документами разобраться не могут. Тут хочется сказать одно: как все запущено», - в свою очередь парирует Алексей Травин.

Справка:

Напомним, в 2006 году началась разработка комплексного проекта скоростной трассы между Россией и Финляндией, которая предусматривает разделение скоростного и грузового направлений: реконструкцию под скоростную железнодорожной инфраструктуры линии Санкт-Петербург - Бусловская и строительство железной дороги Лосево - Каменногорск для выноса грузового движения на направлении Лосево - Каменногорск - Выборг. Ее протяженность составляет 65 километров, и представляет собой двухпутную электрифицированную железную дорогу, которая пройдет по территории двух районов Ленинградской области — Приозерскому и Выборгскому. Заказчиком строительства выступает Федеральное агентство железнодорожного транспорта. Источники инвестиций строительства скоростной трассы Санкт-Петербург - Хельсинки — ОАО "РЖД" (65%) и Инвестиционный фонд РФ (35%). Стоимость строительства оценивается более чем в 122 млрд. рублей, планируемый срок окончания - 2011 год.

Юлия Гильмшина, 47News