Информационная политика в Ленинградской области в предвыборный год может существенно измениться в связи с вероятным уходом из аппарата губернатора Натальи Шелудько, едва ли не последнего члена команды Владимира Угрюмова, бывшего руководителя комитета по печати и связям с общественностью в правительстве региона.

Предугадать сегодня будущую информационную стратегию властей региона с учетом новых кадровых перестановок непросто. Понятно, что на нее будут существенно влиять, по крайней мере, два фактора – предстоящие выборы в Госдуму и истекающий через год срок полномочий Валерия Сердюкова. Продлит ли их президент – большой вопрос. Но чем бы дело не кончилось, никакие информационные войны и иные шумовые эффекты губернатору в наступившем году не нужны. Обойтись без них в условиях борьбы за власть будет конечно проблематично, но держать источники информации под контролем губернатор постарается.

Определять политику в области СМИ поручено исполняющему обязанности руководителя комитета по печати и связям с общественностью Руслану Нехаю, советнику губернатора по работе с партиями. Учитывая военное прошлое чиновника и отсутствие опыта взаимодействия со СМИ, можно было бы предположить, что политика эта, по крайней мере, будет более осторожная. Впрочем, это вопрос скорее к самому губернатору, чью стратегию руководству комитета придется воплощать в жизнь.

Отношение к информации во властных структурах за годы губернаторства Валерия Сердюкова не отличалось последовательностью. От жесткого дозирования материалов для СМИ, скупых пресс-релизов и неизменных «no comments», политика властей в отношении средств массовой информации порой становилась беспрецедентно открытой. Да и с точки зрения кадровой политики эта сфера претерпела немалое число метаморфоз. Впрочем, верный себе Валерий Павлович, все это время сохранял систему сдержек и противовесов, держа старую проверенную команду во главе с Михаилом Михайличенко в действующем резерве. И даже торжественно проводив в прошлом году Михаила Моисеевича на пенсию, лишив в принципе рычагов воздействия на СМИ, Сердюков оставил его во главе профильного комитета.

Михаил Михайличенко безраздельно командовал всеми СМИ области более 10 лет. Эпоха информационных технологий до региона тогда еще не докатилась, держать под контролем местные печатные СМИ и телестудии особого труда не составляло. В 2007 году обеспечивать информационную политику Ленинградской области был призван варяг из Тверской области Михаил Куржиямский. Никто не знает достоверно, чем так приглянулся этот специалист Валерию Павловичу, но по признанию всей медийной отрасли, это был едва ли не самый трагикомичный период в новейшей истории взаимоотношений СМИ с властями региона. Он не только не смог наладить аналитическую работу внутри аппарата правительства, но умудрился за короткий период перессориться со всеми ведущими СМИ Северо-Запада. Дело кончилось открытым письмом журналистов главе региона и последовавшей за ним отставкой Куржиямского.

В 2008-м руководить департаментом информационного обеспечения пригласили Владимира Угрюмова – человека хорошо известного в медийной среде. Информационная политика областного правительства стала более осмысленной. Оживились пресс-службы комитетов правительства. Релизы, выходившие из-под их пера, больше не напоминали агитки времен военного коммунизма.

Ирония судьбы в том, что Угрюмов «подорвался» на собственной же политике информационной открытости. Братья-журналисты с легким сердцем подставили чиновника, опубликовав «слитую» недоброжелателями переписку Угрюмова с пиарщиками из Кремля в период травли тогдашнего российского омбудсмена Лукина. На свою беду Владимир Борисович пользовался бесплатным почтовым сервисом, который был взломан.

Руководитель пресс-службы губернатора Наталья Шелудько, разговоры о скором уходе которой на днях вылились за пределы чиновничьих кабинетов, пришла на Суворовский вслед за Угрюмовым. Оценивая ее работу, журналисты часто упоминают слово «профессиональная». Отвечая в каком-то смысле за имидж Сердюкова, она помогла явить миру образ политика, быстро и внятно реагирующего на сложные ситуации, свободно себя чувствующего в рамках конфликтного информационного поля.

Ожидать, что все теперь изменится, откровенно говоря, не хочется. Учитывая рост интереса к жизни региона, а также интенсивное проникновение и развитие здесь новых информационных технологий - уход в глухую оборону был бы ошибочной стратегией. Диалог власти и общества перестал быть односторонним. И многие вопросы, которые это общество сегодня задает, просто нельзя оставлять без ответа.

Андрей Потапенко, 47News