Федеральные чиновники сказали «нет» школьным бумажным дневникам и журналам: всем регионам следует от них отказаться и перейти на «электронный дневник» в относительно скором времени – к 2014 году. Школы Ленинградской области инновации встречают, как правило, без особой радости – не слишком хорошо общероссийские правила ложатся на областной опыт. С какими трудностями сталкиваются школы 47 региона при введении системы «электронный дневник» выяснял корреспондент 47News.

НАВЕРХУ РЕШИЛИ

Правительство РФ постановило, что с 2014 года все школы страны должны перейти на систему под названием «электронный дневник». Смысл ее описать легко: все оценки учеников школ должны заноситься не в бумажный, а в электронный дневник. Последний представляет из себя специальный интернет-портал, на котором, кстати, выкладывается информация не только об успеваемости учеников, но и домашние задания, информация о поездках и экскурсиях, об изменении в расписании и многое другое. Для того, чтобы участвовать в программе, родители ученика подписывают специальное соглашение, после этого они получат «электронный ключ» - логин и пароль. При этом, разработчики системы гарантируют конфиденциальность данных – родители смогут посмотреть информацию об успеваемости только своего ребенка.

Расчет прост – родители смогут лучше контролировать детей и больше узнавать об их жизни, а те, в свою очередь, получат новую мотивацию к повышению уровня знаний. В принципе, появление инновации можно назвать разумным шагом – уже давно многие школьники не записывают домашние задания, а фотографируют написанное с доски, а затем делятся с одноклассниками в социальных сетях.

Подразумевается, что система поможет и учителям – с помощью нее можно будет избавиться от бумажной волокиты. «К примеру, если раньше нужно было узнать средний балл ученика или средний балл по предмету, необходимо было перелистывать весь журнал, а сейчас машина сделает все сама», - рассказала в беседе с корреспондентом 47News начальник отдела информатизации образования комитета общего и профессионального образования Ленобласти Алла Тарабарина.

К слову, в областном комитете по образованию заверили, что ни школы, ни комитет на введение этой системы деньги не тратили. Как правило, если школа переходит на «электронный дневник», то все работы по подключению и поддержке программы ведет специальная компания. В 2010 году было подписано соглашение между комитетом и единой образовательной сетью «Дневник.ру» для того, чтобы создать единую образовательную среду в Ленинградской области, поэтому многие школы выбирают именно эту компанию несмотря на то, что есть и другие, например, ЕИС ОУ «ProStor». «Системы в принципе друг от друга не отличаются, вопрос в том, какая компания придет в школу раньше, вот и все», - пояснили в комитете по образованию.

ДАЛЕКО НЕ ВЕЗДЕ

Между тем, в отличие от Санкт-Петербурга, где «электронный дневник» был введен с 1 января 2011 года во всех школах города, в Ленинградской области процесс запуска этой системы только начинается. Так, только в двух районах области - в Волосовском районе и Сосновоборском городском округе во всех школах ведется электронный учет знаний учащихся. В Гатчинском, Всеволожском, Кировском, Тихвинском и Тосненском районах система внедрена в более чем 60% школ, в остальных районах работа тоже ведется, но более скромными темпами.

Причина, по которой благое начинание разбиваются о суровую реальность, ясна, но пока малопоправима. Для того, чтобы система «электронный дневник» работала, необходимо, чтобы и учителей, и у учеников, и их родителей была возможность этой системой пользоваться. «Должны быть оборудованы рабочие места для учителей в каждом кабинете. Не все школы могут этим похвастаться - в некоторых доступ в интернет есть только в учительской или в кабинете информатики», - признался наш собеседник в комитете по образованию администрации Гатчинского района. И это несмотря на то, что по официальным показателям оснащенности школ компьютерами Ленобласть даже обгоняет остальную Россию: если в среднем по стране на 20 школьников приходится 1 компьютер, то в 47 регионе эта пропорция равна 10 к 1. При этом, по состоянию на 2010 год в школах Ленобласти находится 14199 компьютеров, из них в городских школах - 9909, в сельских – 4290. Кроме того, ремонт компьютера, вышедшего из строя, в большинстве случаев не производится из-за экономии средств. В связи с этим, если не докупается новое оборудование, их количество постепенно сокращается.

НИКАКОГО УДОБСТВА

Выясняется, что наличия в школе «вообще» компьютера или интернета недостаточно. «Нелепо как-то сейчас вводить электронные дневники, школы ещё совершенно не готовы. Только когда у каждого учителя будет свой компьютер на столе и учителю будет УДОБНО ставить оценки в электронный журнал-дневник, то все пойдет. Отдавать третьему лицу эту функцию не получится - журналы нельзя передавать никому, это документ», - пишут жители Выборгского района области на одном из форумов.

В результате, даже в тех школах, где система начала работать, она популярностью не пользуется. «У нас нет возможности провести интернет в каждый кабинет, поэтому в нашей школе электронный дневник работает так сказать в экспериментальном режиме - в одном классе из 33. Классный руководитель шестого класса, молодая учительница согласилась взять на себя нагрузку и вводить для своих учеников электронные оценки. Делает она это раз в неделю, берет журнал домой на выходные под роспись – заполняет все предметы. Но она такая одна, остальные учителя решили не обременять себя дополнительной нагрузкой, и их можно понять, ведь времени на это уходит прилично, а его никто не оплачивает», – поделилась с нами на условиях анонимности завуч одной из школ города Сосновый Бор.

По ее словам, техническая недооснащенность – главная преграда на пути внедрения электронных дневников. «В целом идея-то хорошая, но сами видите, что реализовать ее толком пока нельзя. Если в школе есть возможность поставить точку wi-fi, то часть проблемы сразу решается. А если, как у нас, возможен вариант только проводного интернета, то о внедрении электронных дневников говорить в ближайшее время рано. Хорошо, если к 2014 году успеем», - пояснила она. Согласны с ней и коллеги. «У нас интернет есть только в кабинете информатики, в котором идет по 6 занятий в день. А если у учителя два урока, то мы не можем его заставить ждать, пока освободится кабинет. Если же вводить данные раз в неделю, то ценность этой информации резко снижается», - рассказал завуч, отвечающий за развитие информационных технологий в одной из школ Всеволожского района. К слову, аналогичная ситуация и в школе № 4 Гатчинского района – из 24 классов к «электронному дневнику» подключен только 1.

НЕ ОЧЕНЬ-ТО И ХОТЕЛОСЬ

К тому же, по словам собеседников 47News, работающих в разных школах Ленобласти, пока в введении электронного дневника не слишком заинтересованы и родители. «Мы пытались ввести эту систему во втором классе – и учитель согласился, и предметов у ребят еще мало, справились бы… Но все родители написали отказ. Главная причина – многие не имеют возможности подключить интернет дома, ведь все-таки это лишние 500 рублей в месяц. А те, кто имеют доступ к интернету на работе, говорят, что смысла в системе не видят», - говорит завуч одной из школ Сосновоборского городского округа. «Сын учится в выпускном классе. Никогда оценки, замечания школьные, вызовы в школу - не скрывал. Я ему доверяю и никогда в голову не приходило его проверять. На кой черт мне этот электронный дневник», – возмущаются граждане на форумах.

Все это позволяет специалистам делать вывод о том, что в реальности ни в одной из школ такая система пока не прижилась. Впрочем, в региональном комитете по образованию настроены более чем решительно. «Самая большая трудность – начать. Если выполнить всю самую сложную, черновую работу, то система через какое-то время начнет приносить свои плоды», - уверена Алла Тарабарина. «Во многих сферах так – начинают 10 человек, а за ними подтягиваются остальные. Если твой сосед пользуется этой услугой, знает об успеваемости ребенка, то через какое-то время и тебе самому захочется ею воспользоваться», - дополняет она.

Юлия Гильмшина, 47News