У нас тут замминистра обороны арестовали. Эка невидаль. В царской России один такой так прогремел со взятками, что пресса еще больше надрывалась. И пожалела.   

1.jpg Ист. фото - histrf.ru

"ЛИДВАЛИАДА" - нашумевшее дело, названное по имени афериста Лидваля — поставщика продовольствия в голодающие губернии в 1906. Благодаря появившимся в печати разоблачениям о роли в спекуляциях товарища (зама) министра внутренних дел Гурко, дававшего Лидвалю авансы из государственных средств, история стала политической. (ист. – БСЭ, 1-е изд., 1926-47)

Знакомьтесь: Владимир Гурко. Потомственный дворянин, сын генерал-фельдмаршала. К 30 годам Владимир уже вице-губернатор. В 40 – действительный статский советник (генерал-майор). Четыре года спустя министр внутренних дел Дурново назначит его своим заместителем.

2.jpg Гурко (1862-1927). Ист. фото - bigenc.ru

В 1906-м, уже при первой Думе, в обязанность Гурко входили выступления в парламенте от имени правительства. В своих политических взглядах он решительно придерживался правой ориентации, чем был особо любезен Императорскому Двору. Умел красиво жить.

"Государственный контроль обратил внимание на необычайно высокое содержание, получаемое товарищем министра внутренних дел Гурко: за пост товарища министра он имеет 12 000, наградных - 5 000, из продовольственных сумм - 2 000, из сумм Царства Польского - 2 000, итого 21 000 рублей при казенной квартире и лошадях. Содержание это превышает жалование министра народного просвещения, земледелия и юстиции". (ист. – "Русское слово", 9 ноября 1906 года)

У Гурко две подруги: "мадам Эстер" владела модным ателье на углу Итальянской и Караванной, а проще – борделем; Екатерина Сытова - содержала женский хор в увеселительном театре-саду "Аквариум".

В том же 1906 году нарастали проблемы: с погодой не повезло, крестьяне, вместо пахоты, занялись погромами помещичьих усадеб. Голод, а Гурко курировал сельское хозяйство.

3.jpg Ист. фото - humus.livejournal.com

Николай II утвердил ассигнования на закупку хлеба. Ключевую роль здесь играл Гурко, и вот тогда на сцене возникает шведский подданный Эрик Лидваль. (Отец его открыл швейную мастерскую и дорос до поставщика Двора его Императорского величества. Старший брат – знаменитый архитектор). Эрик зарабатывал на импортных "бесшумных ватерклозетах".

Тем временем цены на зерно скакнули, а у Эрика и родилась идея крупномасштабной аферы. Для начала: добиться, чтобы хлебный подряд отдали ему, с коей целью вознамерился предложить самую выгодную для казны цену. Ну а далее, выудив аванс, "крутить" его, а отгрузку зерна затягивать, ссылаясь на самые разные причины. А когда совсем прижмет, купить дешевое залежалое зерно в районе Транссиба и всучить его в счет поставки.

4.jpg Репродукция: «Молебен на пашне о даровании дождя». Ист. фото - pravoslavie.ru

На Гурко он вышел через девку из "Аквариума".

Историк Глеб Сташков: "Гурко заключил контракт с Лидвалем. Этакое совместное российско-шведское предприятие. Лидваль обязался поставить 10 млн пудов ржи. И получил задаток в 800 тысяч рублей. А поставил всего 915 тысяч пудов. Меньше десятой части. Пришлось заключать новые контракты и снова тратить сотни тысяч". (ист. - "Ваш тайный советник", №17, ноябрь, 2015).

Гурко привлекли к суду. Но не обычному, а Особого присутствия Сената. Провести следствие по-тихому не получилось: сенсация была мгновенно подхвачена газетами и раздута до неимоверных размеров. Если учесть, что дело раскручивалось в разгар выборов во 2-ю Государственную думу, можно предположить, что прессе был нужен повод для дискредитации правительства. МВД, конечно, пожертвовало своим.

5.jpg

"Русское слово" от 20 ноября 1906 года: "В высших сферах оборот, который приняло дело, вызвал неописуемый переполох. Большинство "возмущено" нарушением старинных традиций, выразившимся в том, что "предали своего" и не постарались по обыкновению как-нибудь замять вопрос. Особенно же действует на высших сановников то обстоятельство, что "дело" не сходит со столбцов печати".

Похоже на тему с арестом замминистра Иванова?

"Русское слово" от 22 ноября 1906 года: "Вокруг дела Гурко-Лидваля разыгрывается целая вакханалия. Группа сановников, так или иначе замешанных в деле или же не желающих допустить такого крупного бюрократического скандала, каким грозит раскрытие всех деталей дела, начала бешеную атаку за то, чтобы потушить дело".

6.jpg Гурко вызвал Родичева, обвинявшего его с трибуны Госдумы, на дуэль, на «Речь» подал в суд. Ист. фото – журнал «Ваш тайный советник», 2015

Разбирательство тянулось почти год. Внятного ответа на вопрос - чем пройдоха Лидваль так угодил вице-министру, не последовало. Больше того, на суде тема, как бы сейчас сказали "отката", почти не затрагивалась. Никакой коррупции, следствие ограничилось обтекаемой формулировкой: Гурко сдал Лидвалю подряд "по частной внеслужебной рекомендации". (Интересно, чьей?). Официально замминистра обвинили в "превышении власти".

Приговор: отрешение от должности с воспрещением 3 года поступать на госслужбу. А через год император помиловал сына фельдмаршала, а еще через 2 года с него, выражаясь современным, сняли судимость, а вскоре и вовсе произвели в камергеры и избрали в Государственный совет.

Лидваль же сбежал в Лондон, откуда бомбил газеты открытыми письмами о своей невиновности, но вернуться в будущем в Россию больше не рискнул.

В итоге посадили лишь двух: Гурко привлек к суду за клевету редактора газеты "Речь" Крамалея и журналиста Изнара. Обоих приговорили к 3-месячному заключению.