Акционирование предприятий жилищно-коммунальной сферы, нынешних ГУПов и МУПов будет способствовать привлечению в этот сектор экономики инвесторов, частного капитала, - считает председатель комитета по энергокомплексу и ЖКХ Сергей Мяков.


По его словам, на сегодняшний день существует несколько источников финансирования ЖКХ. Первый и самый важный – это плата населения за жилищно- коммунальные услуги. В 2005 году в среднем по области собираемость платежей составила 93%. В разрезе муниципальных образований процент собираемости колеблется от 80% до 95%.


Как сообщили 47News в пресс-службе правительства Ленобласти, собираемость платежей выше там, где тарифы повышали плавно, и наоборот, на тех территориях, где преобладал политический популизм, тарифы при росте себестоимости коммунальных услуг замораживались, их резкое повышение приводит к падению собираемости. В среднем по области водоснабжение и водоотведение сегодня оплачивается практически в полном, 100% объеме от фактической стоимости услуг, по жилью тарифы также на достаточном уровне, а вот производство тепловой энергии пока не окупается. И эти проблемы, доставшиеся в наследство от прежних муниципальных властей, предстоит решать новым руководителям органов местного самоуправления.


Что касается полной собираемости платежей, то Мяков указал: и в экономически развитых странах Европы, Америки собираемость составляет 97,5%, и практика показывает, что полной собираемости платежей достичь невозможно. Для Ленобласти показатель в 93% на сегодняшний день можно считать удовлетворительным.


Помимо платы населения за коммунальные услуги существуют и другие источники финансирования отрасли. Это государственные субвенции, получаемые предприятиями ЖКХ за услуги, оказанные льготным категориям граждан. Далее – адресные программы реконструкции и модернизации объектов коммунального хозяйства, на которые расходуются бюджетные средства и местного, и регионального, и федерального уровней. Следующий источник финансирования – это привлечение кредитных ресурсов. Этим источником можно пользоваться, но сильно не увлекаться, поскольку кредиты возвращаются с процентами. Как правило, процент по кредиту более низкий, когда заем осуществляется под гарантии областного правительства.


При переходе к рыночным отношениям в системе ЖКХ внебюджетные источники финансирования приобретают все более важное значение. Сегодня инвесторы и коммерческие структуры готовы придти в эту отрасль, для бизнеса она привлекательна и в силу географических - мы живем в северном государстве, где зимой без отопления горячего водоснабжения и других услуг не обойтись. Бизнес рассматривает ЖКХ как готовый рынок сбыта, где регулярно платятся деньги.


Однако, для того, чтобы инвестиционный процесс начался более активно, нынешние МУПы и ГУПы (муниципальные и государственные унитарные предприятия) необходимо сделать акционерными обществами. Анализ, проведенный комитетом по энергетическому комплексу и ЖКХ, показал, что из 162 предприятий 99 или 61% остаются в статусе МУПов и ГУПов. Как положительный пример Мяков привел Выборгский район области, где вовремя было проведено акционирование, создана единая районная управляющая компания с существенными финансовыми ресурсами. Дальнейшая эффективность ее работы и в техническом плане, и в плане грамотного, квалифицированного управления, сомнений не вызывает.


По словам председателя комитета по энергокомплексу и ЖКХ, с начала этого года новым органам местного самоуправления переданы полномочия по организации обеспечения населения жилищно-коммунальными услугами, им предоставлена большая самостоятельность. И от власти на местах во многом зависит, как пойдет процесс привлечения инвесторов в эту сферу. Надо прежде всего оценить, каким имуществом владеет тот или иной муниципалитет, провести оценку процента износа сетей и оборудования, передать это имущество в казну муниципального образования. Затем – провести акционирование предприятий. Из казны имущество ЖКХ можно передавать и в аренду, и в концессию. Акционерное общество обладает определенным пакетом акций, сначала – 100% управляет муниципалитет, затем акции могут быть проданы инвесторам, частному капиталу, а муниципалитет может оставить за собой контрольный пакет. Вариантов на сегодняшний день много, и они закреплены законодательно. Плюсы этого процесса очевидны - акционерное общество работает по правилам рынка, спроса и предложения, важны эффективность управления, прибыль, качественное снабжение потребителя услугами, модернизация оборудования и многие другие моменты. От этого выиграют не только власти, инвесторы, но и прежде всего, потребители услуг, - население Ленинградской области.