"Необходимо закупать российские автомобили для государственных нужд", - такой рецепт по спасению российского автопрома дал премьер-министр России Владимир Путин два года назад. Этот призыв пока слабо применяем в Ленинградской области - руководители муниципальных образований региона, наоборот, все чаще предпочитают закупать иномарки. И не простые, а классов "премиум", "престиж" и "люкс". То ли потому, что только на них можно передвигаться по областному бездорожью, то ли потому, что считают - власть должна быть представительной. Между тем, население с удовольствием бы пересадило чиновников на велосипеды или отправила бы инспектировать подведомственную территорию пешком.

Муниципальные власти сразу нескольких районов области в ближайшее время обзаведутся иномарками. В МО "Кингисеппское городское поселение" 14 июля пройдет аукцион на поставку двух автомобилей "эконом"-класса Ford Focus. Как говорится в конкурсной документации, из местного бюджета планируется выделить по 625 тысяч рублей за каждую машину.  

Для нужд администрации МО "Подпорожский район" 28 июня будет проведен конкурс на поставку машины подороже, класса "престиж" - Toyota Camry, объемом двигателя 2,4 л, обозначенная стоимость - 1 млн. 165 тысяч рублей. Комплектоваться приобретаемый для главы администрации автомобиль должен по высшему уровню - от CD-магнитолы с поддержкой MP3/WMA и функцией Bluetooth с 6 динамиками и встроенного CD-чейнджера на 6 дисков, до кожаных сидений с подогревом и электроприводом и ксеноновых фар.

Авто парк МО "Киришское городское поселение" 1 июля тоже пополнится Toyota Camry, но уже классом повыше - "люкс", с объемом двигателя 3,5 л, и подороже - 1 млн. 311 тысяч рублей каждая, и в большем количестве - две штуки, с отделкой салона со вставками "под дерево".

Впрочем, как показывает практика, "объявить о проведении конкурса на покупку иномарки" пока не то же самое, что "обзавестись иномаркой" - тем более, что покупка автомашин иностранного производства может принести чиновникам больше головной боли, чем радости. Объяснение муниципальных властей, что по областным дорогам на отечественных машинах ездить невозможно, и что покупка иномарки позволит, наоборот, сэкономить бюджетные средства, кажутся не совсем убедительными, прежде всего - областной прокуратуре. Например, после решения администрации МО "Город Волхов" приобрести автомобиль "премиум"-класса Volvo S80 за 1,5 млн. рублей, областной прокуратурой была проведена проверка соблюдения требований бюджетного законодательства в МО "г. Волхов". Как сообщили корреспонденту 47News в пресс-службе надзорного ведомства, глава администрации Валентина Смольникова была вызвана в прокуратуру, после этого посещения конкурс был отменен.

Пострадал от нерационального использования средств городской администрации и внештатный корреспондент одной из местных волховских газет. После того, как он написал статью в газете "Между прочим обо всем" о планируемой крупной покупке администрации, редактор попросила его больше не приходить на работу, объяснив это тем, что в администрации возник ряд вопросов по факту выхода статьи, а лишние проблемы небольшому изданию ни к чему.

Не хотят, чтоб задавались лишние вопросы и в администрации  МО "Киришское городское поселение". Глава муниципального образования Елена Полторацкая так и не смогла найти время, чтобы объяснить 47News, зачем муниципальному образованию столь недешевое увеличение автопарка.

Глава же Подпорожского района Петр Левин до конца еще сам не уверен, нужна ли ему новая машина. "Аукцион скорей всего будет мною отменен", - с осторожностью соообщил он корреспонденту 47News. На логичный в продолжение беседы со стороны корреспондента вопрос "а почему?" последовал весьма исчерпывающий ответ со стороны Левина: "потому что вы мне позвонили". Впрочем, после минутной паузы, Левин все же пояснил свою мысль: "Не хочу, чтобы другие тоже звонили", - иронично добавил он. Кто имеется в виду под "другими" осталось тайной. К слову, об отмене конкурса на поставку машины пока речь не идет - в соответствии с официальными документами, прием документов на поставку авто для нужд Подпорожской администрации завершился в плановом режиме. Но, по словам Левина, он вообще не понимает, какие претензии могут быть предъявлены к нему - ведь автопарк администрации он собирается пополнять за счет спонсорских денег.

Некоторые коллеги главы администрации из депутатского корпуса готовы подлить масла в огонь. "Не странно ли, что глава администрации знает, где деньги взять на дорогостоящий автомобиль, при этом и спонсоры находятся, а, например, где взять деньги на проект футбольного поля, он не знает", - недоумевает, например, депутат МО "Подпорожское городское поселение" Михаил Голюк.

Тем не менее, понять чиновников, выбирающих вместо отечественных машин иномарки, все же можно. К слову сказать, сейчас не стоит вопрос о том, хотят или не хотят пересаживаться чиновники на "Волги" и "Жигули". Проблема российского, в том числе и областного, бездорожья, не решится в одночасье, а ездить на детищах российского автопрома только из-за идейной необходимости, кажется довольно сомнительным занятием. Тем более, что сам факт приобретения иномарки не является криминалом - особенно если учитывать качество российских машин и непроходимость многих дорог, в том числе областных.

"До тех пор, пока не появится на рынке качественная российская машина, ничего зазорного в том, чтобы ездить на иномарках, нет", - считают в правительстве области. Другой вопрос - уровень и цена покупаемых машин. "Руководители местных администраций могли бы быть скромнее в своих запросах", - такое мнение высказывают многие наблюдатели.

Но, по словам аналитиков, проблема может крыться не только в "традиционной российской беде". "После состоявшихся в 2009 году выборов, во главе многих администраций стали новые люди, и у них еще недостаточно политического опыта, тем более - политического капитала. Многие считают, что за счет внешних атрибутов смогут создать положительный имидж. Может быть, делают они это не только для себя, но и для населения, хотят показать себя с лучшей стороны перед инвесторами, гостями. Но муниципалы, видимо, забывают, что они - самая близкая власть для населения, и у подавляющего числа людей такое шикование может вызвать откровенную изжогу", - высказываются аналитики.

Их мнение подтверждают и результаты опроса, недавно проведенного на сайте 47News - читателям предлагалось высказаться, на каких машинах должны ездить муниципальные власти в Ленобласти. Почти половина принявших участие в опросе (41,38%) проголосовали за то, чтобы чиновники ездили исключительно на автомобилях отечественного производства, а почти 45% - за то, чтоб из бюджета вообще не тратились деньги на служебные машины, и чтоб чиновники ездили либо на личном автотранспорте, либо ходили пешком.

"Местным чиновникам можно только посоветовать  укладываться в ценовой диапазон 700 тысяч рублей при покупке машины. Такие модели как Ford Focus, Chevrolet Lacetti вполне позволяют избежать традиционных для отечественных легковушек проблем, но и их покупку можно назвать разумной", - говорят в правительстве Ленобласти. Как сказал 47News один высокопоставленный чиновник в администрации региона, если местные руководители будут ездить на машинах "попроще", они никак не отстанут от тех, "кто рангом повыше". "В основном члены правительства области ездят на машинах марки Ford Focus или Mondeo. Тем более, что деньги за покупку этих машин отчасти возвращаются в казну Ленинградской области, поскольку завод "Форд" расположен во Всеволожске", - отметил этот чиновник и добавил: "На машинах премиум-класса позволяют себе ездить только вице-губернаторы. В основном - Volvo s 60 или Volvo s 80. Губернатор Ленинградской области ездит на Mercedes".

Как бы то ни было, каким образом чиновник завоевывает свой авторитет, остается исключительно его собственным делом. На иномарке ездит местный руководитель или на простеньких "жигулях" - для жителей зачастую это оказывается не столь важным, коль скоро в районе решаются бытовые проблемы населения, появляются новые рабочие места, строятся и ремонтируются дороги. Впрочем, и руководителю процветающего района в последнюю очередь придет в голову тратить бюджетные средства на дорогие автомобили. Ну, а появились личные средства - можешь объезжать окрестности хоть на собственном "Майбахе", никто тебе слова не скажет. Тем более, что примеры уже есть.

 

Юлия Гильмшина

47News