Череда ЧП в оздоровительных лагерях, расположенных на территории Ленинградской области, вылилась в масштабные проверки. Областные чиновники требуют от городских коллег усилить контроль за детскими учреждениями, город же, в свою очередь, ведет надзор и устанавливает причины произошедшего.

Самая сложная ситуация сложилась в лагере «Новое поколение», расположенном в поселке Мехбаза. Оздоровительное учреждение является трудовым, а большинство находящихся там подростков 15 - 17-ти лет уже имеют судимость. Их направляют туда по квотам ГУВД по Петербургу и Ленинградской области. При этом до 2010 года в Мехбазу попадали лишь юные жители области. В этом сезоне городской лагерь подобного типа «Прометей» оказался закрыт на ремонт. Тогда комитет по молодежной политике, проведя конкурсную процедуру, выбрал «Новое поколение» в качестве наиболее подходящей площадки. Эта организация достаточно известна на территории России, занимается коррекционной педагогикой и является одним из лидеров в стране в своем направлении.

Этим летом, впервые за многие годы работы, в лагере произошел серьезный инцидент. Официальная версия такова: ночью 4 июля воспитанники трудового лагеря проникли на охраняемую территорию фермерского хозяйства, на клубничное поле. При появлении сторожей ребята стали убегать, при этом некоторые из них бросились вплавь через озеро. Две девушки, задержанные сторожами, были избиты. Через несколько дней в озере нашли тело одного из подростков, пропавших той ночью. По факту нанесения побоев двум 15-летним воспитанницам трудового лагеря возбуждено уголовное дело по ч. 1 ст. 116 УК РФ (нанесение телесных повреждений).

Однако по словам директора «Нового поколения» Михаила Дмитриева, на самом деле ситуация развивалась несколько иначе. Как он сообщил 47News, 4 девушки и один юноша действительно покинули территорию лагеря ночью и направились в сторону близлежащей фермы, воспитатели это, естественно, заметили и пошли следом. «Фермерское поле находится в 15 минутах ходьбы от нашей территории, все произошло очень быстро», - отметил руководитель лагеря. По его словам, дойдя до поля, подростки наткнулись на засаду сторожей и местных жителей. Девушек начали бить, увидевший это парень побежал к лагерю и рассказал о том, что происходит. На выручку кинулись все, кто находился на территории: охранники (в учреждении 5 стационарных постов), воспитатели и подростки. «Детей сталкивали тракторами, били дубинками, стреляли. Мальчик наш не сам утонул, он хорошо плавал и не раз пересекал небольшое озеро. Дети говорят, что местных было около 30 человек. Почему такое произошло, понять невозможно. Несколько лет ребята ходили на эту ферму, собирали клубнику, которую потом получали в качестве платы. Лагерь находится на территории поселка, местные ходят к нам на дискотеки, играют на футбольном поле. Конфликтов до недавнего времени не было», - сообщил Михаил Дмитриев.

Руководство лагеря ответственности за произошедшее с себя не снимает. По мнению Михаила Дмитриева, ошибкой было заключать контракт на прием трудных детей (38% из них приговорены к условным срокам). «Мы должны были готовить прием с марта. Договор с городом был заключен 14 апреля, а с областью только 26 мая - при том, что 2 июня уже начиналась первая смена. Но нас уговаривали, от этих детей все отказались», - говорит директор.

Теперь лагерь для трудных подростков закрывают. В самом "Новом поколении" эту идею, выдвинутую чиновниками Ленинградской области, не поддерживают, считая, что она сама по себе бесчеловечна. Сотрудники говорят, что увозить детей бесполезно — большинство все равно возвращается. В лагере они получают 5-ти разовое питание, работу, крышу над головой. Все обеспечивает Михаил Дмитриев и его подчиненные. При этом, по словам Дмитриева, область задолжала руководству оздоровительного учреждения еще 1 миллион 100 тысяч рублей. Областные чиновники это отрицают: там нам сообщили, что по контракту руководству лагеря был выплачен аванс в размере 1,5 миллионов рублей на организацию работ, а все остальные средства должны отдать после предоставления отчетов о проделанной работе.

Тем временем, как сообщил Сергей Иванов, пресс-секретарь вице-губернатора Петербурга Аллы Маниловой, на данный момент городской межведомственной комиссией составлен план проверок детских оздоровительных лагерей, причем надзор будет осуществляться до конца сезона. «ДОЛы проверяются достаточно часто - за 3 месяца количество визитов контролирующих органов может достигать пяти — шести. С учетом возросшего количества несчастных случаев уже сформирован план дополнительных инспекций, подведомственным комитетам даны поручения усилить контроль за деятельностью лагерей и организаций, занимающихся детским отдыхом. Мы хотим быть уверены, что за оставшиеся две смены ничего не случится», - отметил он.

По данным 47News, проверки по фактам ЧП, произошедших за последние две недели в детских лагерях, где отдыхают дети из Петербурга, не говорят о системном недосмотре и нарушениях законодательства. К сожалению, в большинстве случаев речь идет о пресловутом «человеческом факторе».

Так, 30 июня появилась информация о том, что из лагеря «Молодежный», находящегося в Лужском районе, сбежали 5 человек. Это оздоровительное учреждение предназначено для ребят, состоящих на учете в отделах по делам несовершеннолетних, попадают туда дети также исключительно по квотам ГУВД.Но, как стало известно 47News, на самом деле из «Молодежного» никто не пропадал. Да, подростки покинули территорию лагеря самовольно, однако обнаружившие их спустя буквально несколько часов сотрудники правоохранительных органов услышали весьма неожиданные объяснения поступка: дети заявили, что их отправляли в оздоровительное учреждение на одну смену, она уже закончилась, поэтому и было принято решение уйти. Сразу после этого, по нашей информации, за 4 из 5 беглецов приехали родители, один остался в лагере.

8 июля в реке Рощинка нашли труп 8-летнего Максима. Ребенок отдыхал в ДОЛ «Крылья Родины» (поселок Рощино) — лагере, в котором летом находятся, как дети из благополучных семей, так и воспитанники приютов. Как стало известно корреспонденту 47News, с начала месяца там жили 22 человека по квоте Красногвардейского района. За ребятами, оставшимися без попечения родителей, как и положено по закону, следили воспитатели-опекуны (три человека). Как выяснилось, 3 июля в лагере проводился родительский день, в котором сироты не захотели принимать участие. Две девочки-подростка подошли к старшим и попросили разрешения уйти на озеро, находящееся за территорией оздоровительного учреждения. По предварительным данным, коллегиальным решением опекуны выделили одного сопровождающего и собрали группу детей для небольшого похода. Однако прогулка закончилась трагедией: пока воспитательница купала 5-летнюю девочку, другой воспитанник - 8-летний Максим - убежал. Его пытались догнать, но безуспешно. Тело мальчика нашли лишь спустя несколько дней. По факту его гибели возбуждено уголовное дело.

Кстати, отметим, что сразу после ЧП «Крылья Родины» прошли проверку городской межведомственной комиссии и существенных замечаний у надзорных органов не вызвали. «Комиссия подтвердила, что инцидент к работе лагеря отношения не имеет», - сообщил источник в Смольном, пожелавший остаться неизвестным.

Петербургские чиновники делают все для того, чтобы чрезвычайные происшествия с детьми не повторились. Областные рапортуют: работа всех 17 лагерей, находящихся в их подчинении, не вызывает нареканий. Однако последние снимают с себя ответственность за произошедшее в «Новом поколении», несмотря на то, что там находятся и городские, и областные трудные подростки.

Марина Зеленая, 47News